Кто виноват и что делать?

26 октября Президент Беларуси – он же президент Национального олимпийского комитета – провёл Олимпийское собрание НОКа.
Кто виноват и что делать?

26 октября Президент Беларуси – он же президент Национального олимпийского комитета – провёл Олимпийское собрание НОКа.

Это был разбор полётов после выступления нашей сборной в Лондоне. И, конечно же, поиск решения проблем подготовки на будущие Олимпиады, в том числе на ближайшую в Сочи в 2014 году. 28 октября стало известно, что от занимаемых должностей освобождены министр спорта и туризма Олег Качан и помощник президента по вопросам физической культуры, спорта и развития туризма Игорь Заичков.

Итоги Олимпийских игр в Лондоне для белорусской сборной оказались самыми неудачными за всю историю суверенной Беларуси. Из 25 медалей, которые обещали спортивные чиновники и на что ориентировал Президент, наши спортсмены завоевали всего 12 (2 золотых, по 5 серебряных и бронзовых). К тому же разразился грандиозный допинг-скандал с чемпионкой в метании ядра. Сразу после закрытия Игр и возвращения команды Александр Лукашенко пригласил к себе тех, кто олимпийские надежды превратил в медальные результаты. И тогда же анонсировал предстоящий разговор о проблемах. После фиаско белорусского спорта в Лондоне стало понятно, ситуация замалчиваться не будет – разбор полётов предстоит жёсткий. 26 место Беларуси в неофициальном медальном зачёте Президент Лукашенко назвал не иначе как провалом не только конкретных спортсменов и тренеров, но и всей спортивной системы.

В зале президентской Администрации члены Национального олимпийского комитета, главы федераций, спортивные функционеры, тренеры и сами чемпионы – всего больше 100 человек. Кто-то из присутствующих давно ждал встречи с Президентом, ведь, как говорится, накипело и появилась возможность сказать всё прямо. Другие чиновники, наоборот, ждали собрания с опаской. Оно обещало закончиться публичной поркой и даже увольнением.

Впереди Олимпийские игры в Сочи в 2014 году. Успешное выступление там – вопрос престижа, но с нынешним подходом к делу рассчитывать на высокие места пока не приходится. По словам вице-премьера Анатолия Тозика (в правительстве он отвечает за развитие спорта, он же возглавлял белорусскую делегацию в Лондоне), потенциал у наших спортсменов есть и шансы на 25 медалей были. Тому подтверждение – победы на чемпионатах мира и Европы. Но в Лондоне не хватило характера, бойцовского настроя. Да и подковёрным играм, которые в большом спорте сплошь и рядом, наши оказались не готовы противостоять.

Сами спортсмены причину неудачи сборной объясняют чрезмерным давлением со стороны спортивных функционеров. Груз ответственности от ожидания высокого результата. Начальников можно понять – все ждали больше медалей, в чём бойко заверяли и Президента. Но разве можно предугадать победу? А вот помешать настрою спортсмена перед стартом легко! Есть и другая точка зрения – что именно такая жёсткая мотивация со стороны руководства стимулирует к покорению вершин. Но в итоге мы имеем, что имеем.

Так кто же виноват в лондонском провале и что делать дальше? Экс-вице-президент НОКа Заичков видит причину в «отдельных спортивных функционерах» и «некоторых тренерах», председатель федерации гребли Александр Григоров – в том, что «к управлению в спорте высших достижений пришли не совсем подготовленные люди». Критики экс-министра спорта Олега Качана хватило на всех, правда, он признался, что ведомство промахнулось в прогнозных расчётах. И чтобы вновь не наступать на те же грабли, проблему решили – незамедлительно уволив крайних.

Парадокс в том, что Беларусь – одна из немногих стран вывшего Союза, которая не только сохранила у себя спортивные базы, но и активно возводит новые. Бассейны, ледовые дворцы, футбольные поля строятся не только в областных центрах, но даже в малых городах. Всё это личная инициатива Президента, который, как известно, неравнодушен к спорту. Редкая рабочая поездка по регионам обходится без вручения школам спортивного инвентаря. Увеличивается и финансирование отрасли. Пожалуйста, тренируйтесь, ищите таланты. И спортивные центры вроде бы не пустуют, и детей, увлечённых спортом, прибавилось, но перспективных преемников по-прежнему не хватает. Та же гребчиха Екатерина Карстен, многократная чемпионка, в Лондоне больше расстроилась не потому, что пришла пятая, а из-за того, что за спиной никто не стоит и по-хорошему не наступает на пятки. Всему виной дефицит хороших тренеров, способных рассмотреть дарования ещё со школьной скамьи. Кроме того, треть нынешних государственных тренеров не соответствует квалификационным требованиям. Среди людей, которые готовят спортсменов, оказывается, встречаются филологи, бухгалтеры, лётчик-инженер и даже специалист по рыбоводству. Президент потребовал решить кадровый вопрос.

Александр Лукашенко не случайно обратил внимание на персональную ответственность главных тренеров за результат. Напомнил о просьбе-требовании, чтобы каждый олимпийский чемпион подготовил преемника – тогда и медального дефицита не будет. Сегодня в стране в 12 училищах олимпийского резерва занимаются более 3 тысяч спортсменов. Но найти из тысяч единицы сверходарённых получается не всегда.

Белорусскому спорту не хватает грамотного менеджмента. Большой спорт, особенно Олимпийские игры, давно вышли за рамки лишь только спортивных соревнований. Это политика и большие деньги. Зарубежный опыт показывает, что при солидных капиталовложениях в конкретного спортсмена (а это значит, лучшие тренеры, современные базы для подготовки и снаряжение) медаль практически гарантирована!

К примеру, в США, чья сборная, завоевав в Лондоне 104 медали, оказалась на первом месте в рейтинге олимпийских победителей, довольно прагматичный подход к спортивным талантам. Юных спортсменов отбирают как внутри этой большой страны, так и за её пределами. Спортивные рекруты внимательно следят за национальными чемпионатами по всему миру. И как только видят потенциальную звезду в любом виде спорта – сразу предлагают перебраться в США. Для учёбы в университете либо колледже и дальнейшей спортивной подготовки. Но спорт здесь – бизнес, а потому пока ребёнок не показывает результата, всё финансовое бремя тренировок и экипировки берут на себя родители. Ничего бесплатного не бывает.

На Амину Баретт приезжают посмотреть даже из других школ – далеко не в каждой футбольной команде полузащитник – девчонка.

До американского футбола эмансипация добирается гусиным шагом – таких, как Амина, по пальцам пересчитать. Хотя тренеры сходятся во мнении – этот вид спорта давно вышел из штанишек. Пора переходить на юбки.

Крис Брайс, тренер: «Не вижу разницы между её игрой и тем, как это делают мальчишки. Не должно быть преград для того, чтобы играли женщины».

Будет ли у американского футбола женское лицо – перспектива весьма туманная, а вот будущее Амины вполне ясно – за такими юными дарованиями всегда выстраиваются в очередь спортивные рекруты. Пока оплата секции – головная боль для родителей. 500 долларов в месяц – минус из семейного бюджета. Рекруты выведут девочку на большую спортивную дорогу – с финансированием другого уровня.

Дэвид Бело – один из самых известных в Нью-Йорке спортивных комментаторов. Медисон Сквер Гарден – главная спортивная арена страны – дом родной. Здесь болельщики-толстосумы – патриоты Америки – не жалеют денег, чтобы страна выигрывала. Во всём. Они, разумеется, имеют и другой интерес – налоговые послабления, но всё же главное – это престиж. Как и для корпораций, только с ещё большими фондами. Вузам важен соревновательный момент. Футбол, баскетбол этого уровня в США очень популярен. После этого спортсмены идут в профессиональный спорт или олимпийскую сборную. Или туда и туда. Кстати, до 1970 года профессионалы не могли быть олимпийцами. Считалось, что это не честно по отношению к остальным спортсменам – всё-таки разное финансовое положение.

Правительство учредило гранты для остальных олимпийцев. И премии. За каждую заработанную на состязаниях медаль. Самые круглые цифры – за олимпийское золото. По суммам бонусов за полученные в Лондоне золотые медали американские олимпийцы на 21 месте. Между Сербией – она своих спортсменов премировала $43 тысячи – и Афганистаном – он расщедрился на $20 тысяч. Американское государство оценило своих призёров в $25 тысяч. Причём налоги с этой суммы олимпийцы должны будут заплатить такие же, как если бы они заработали её, скажем, мытьём посуды. И всё же премии – чистая формальность. После соревнований олимпийцев ждут миллиардные контракты – это главные доходы.

К рекламным контрактам постепенно начинаем переходить и мы. Вот, кстати, на днях двукратная серебряная призёрша Олимпийских игр в Лондоне пловчиха белоруска Александра Герасименя подписала рекламный контракт с «Беларусбанком» на сумму свыше 100 тысяч долларов. Часть денег Александра собирается потратить на собственную рекламу, часть – на сборы. Впрочем, некоторые спортсмены – сами лучшая реклама для страны, та же теннисистка Виктория Азаренко. Каждая очередная её победа только подогревает интерес к Беларуси.

Китай на Лондонской олимпиаде в очередной раз удивил мир своими успехами. В копилке сборной – 88 медалей, из них 38 золотых. Есть несколько составляющих китайского успеха. Во-первых, жёсткий отбор – по советской системе. В стране, где живёт почти полтора миллиарда человек, талантливых детей отбирают по анатомическим и генетическим параметрам. Затем отправляют в спортивные интернаты, на несколько лет забирают из семьи, составляя договоры с родителями. Многие из китайских чемпионов детство провели в такой олимпийской школе, больше известной как «фабрика медалей» – за бескомпромиссные, а иногда жестокие методы тренировки. Воспитание в спартанских условиях – за непослушание даже подвергаются телесным наказаниям. Спортивные лагеря Китая тщательно охраняются от чужаков. Китайские спортсмены в 7 лет могут подтягиваться более двадцати раз, а в 16 – устанавливать мировые рекорды. Что происходит в интернатах – практически никому не известно: белорусскую съёмочную группу пустили на тренировку (и то лишь на несколько минут) только 8 лет назад. Да и то потому, что к Олимпиаде в Пекине сборную по художественной гимнастике готовила тренер из Беларуси Елена Гнездицкая.

Вторая составляющая успеха – китайская медицина. Вот уже несколько лет китайские спортсмены не попадаются на допинге. Говорят, что всё дело в стимуляторах растительного происхождения. Неизвестных западной науке. А ещё точечный массаж и иглоукалывание, и даже специфическое меню (мясо тигра и особые растения), которым кормят спортсменов для усиления агрессии и выносливости. Третья составляющая – мотивация. Олимпийская медаль для спортсмена (особенно из глубинки) – иногда единственный шанс вытащить из нужды и себя, и семью. Поэтому победа на соревнованиях – как успешно выполненная секретная миссия перед государством. Цель жизни у спортсмена только одна – золото. Трудно забыть, когда тяжелоатлет У Цзинбяо в слезах извинялся перед всей страной за то, что завоевал не золото, а серебро. Причём проиграл У Цзинбяо своему же земляку.

Олимпийская сборная Великобритании поднялась на 3 место в командном зачёте благодаря своей системе подготовки спортсменов. Несколько лет назад английские тренеры заявляли, что готовы вырастить чемпиона из любого физически крепкого британца, даже немолодого, главное, чтобы он имел способность обучаться и быстро наращивать потенциал. Так появился необычный план – дать второй шанс людям со школьных стадионов, которые пока не демонстрировали спортивных рекордов. Не имело значения, каким видом спорта до этого занимались претенденты и каковы их результаты в игре. Например, нынешнего победителя олимпийского теннисного турнира Энди Маррея отобрали на футбольном поле. Игра в футбол помогла ему разработать периферическое зрение, которое пригодилось в теннисе.

Питер Уилсон, британский золотой медалист в стрельбе, до того, как его начали натаскивать в этом виде спорта, играл в крикет, и весьма посредственно. А золотая медалистка в гребле Хизер Стенинг и вовсе впервые взялась за весло только 4 года назад. До этого она служила в армии, где её и заметили охотники за талантами.

Но если, согласно одной теории, олимпийского чемпиона можно сделать из любого британца, другие данные говорят, что круг таких людей стремительно сужается, показывая тем самым деление британского общества на классы. Вместо общедоступного, спорт в Британии становится элитарным. В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее только 24% британских медалистов были выпускниками частных школ. На Играх в Лондоне среди завоевавших награды – таких уже 40%. А всё потому, что частные школы Великобритании могут позволить себе содержать большие спорткомплексы с бассейнами, полями для крикета и футбола, делая ежедневные занятия физкультурой частью обязательной программы обучения, в то время как ученики государственных школ таких возможностей не имеют.

В Беларуси на спорт тоже не жалеют денег, но в отличие от Британии, у нас развивают массовый спорт и он доступен каждому желающему. Что же до Олимпиады в Лондоне, то её подготовка обошлась в 140 млрд рублей (примерно $16,5 млн) за четырёхлетний цикл. На одного спортсмена, если учесть, что на Игры отправилось 175 человек, приходилось около 685 млн рублей ($82,6 тысяч). Но даже эта сумма не всегда доходила до конечного адресата. Задерживаясь где-то вверху во время разрезания бюджетного пирога между руководителями федераций. Факты нечистоплотного поведения отдельных спортивных функционеров, которые в первую очередь заботились о собственной выгоде, Президент поручил досконально проверить.

По мнению вице-премьера Тозика, страна нуждается в глубокой ревизии всей спортивной отрасли. Треть направляемых средств тратятся впустую. Нужно убрать лишние структуры, оптимизировать те, которые нужны. Определить приоритетные виды спорта, чтобы деньги не распылялись на заведомо нерентабельных направлениях.

Президент определил шесть направлений, над которым предстоит работать в ближайшее время – выработать чёткую систему подготовки спортсменов, ввести в практику юридическое сопровождение, в том числе «спортивный» контракт, чтобы положить конец иждивенчеству в спорте, развивать студенческий спорт, создать республиканский научно-практический центр и бороться с допингом. Президент предложил ввести уголовную ответственность за его употребление, как в Китае, США, странах Европы. Спортсмены должны надеяться не на запрещённые чудо-средства, а на собственный труд и старание.

Главной оценкой работы чиновников и спортсменов станут результаты наших олимпийцев в зимнем Сочи в 2014 году и в летнем Рио-де-Жанейро-2016. Появятся ли среди победителей новые лица? Во всяком случае, на Олимпиаде в Лондоне новые имена в белорусском спорте практически не звучали, а старый советский багаж основательно истрепался и к Олимпиаде-2016 в Бразилии почти весь будет списан.

Сделали ли выводы спортивные чиновники из встречи с Президентом и готова ли система меняться изнутри – покажет время. Очевидно одно – для победы мало только желания, и вопрос даже не в деньгах. Необходима чётко выработанная национальная стратегия – это отбор и воспитание будущих чемпионов, постоянная подготовка самих тренеров, современный менеджмент, разумная фармакология, наука и заинтересованные в победе не случайные в спорте чиновники. Ведь стиль «давай-давай» только мешает делу и имиджу Беларуси как спортивной страны, имеющей все шансы на многие победы.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram