«Тема дня»: Дорожные разборки

Это свежее видео с одной из минских улиц (См. видео. – Прим. ред.). Водитель, не желая стоять в очереди, жмёт на газ, пересекает две сплошные, пробку по встречной объезжает прямо на переходе и только каким-то чудом не сбивает выбежавшего на пешеходный пер
Это свежее видео с одной из минских улиц (См. видео. – Прим. ред.). Водитель, не желая стоять в очереди, жмёт на газ, пересекает две сплошные, пробку по встречной объезжает прямо на переходе и только каким-то чудом не сбивает выбежавшего на пешеходный переход ребёнка. Таких кадров в Интернете с каждым днём появляется всё больше и больше. Что это? Результат технического прогресса или всё же рост дорожного хамства?

А вот другое, ещё более яркое видео с регистратора (См. видео. – Прим. ред.). Снова Audi, похожие манёвры, подрезания и роковая для лихача остановка на светофоре. Водитель и пассажир «подрезанного» автомобиля – кстати, отец с сыном – вскочили к обидчику так стремительно, что тот даже не успел опомниться и не заблокировал дверь. Материться парни не стали – решили сразу дать по шее. Лихач убежал, а чуть позже даже обратился милицию. В это же время видеозапись конфликта появилась в Интернете и попала в компетентные органы. В итоге жертву воспитательной «беседы» лишили прав, а пустивших в ход кулаки «воспитателей» оштрафовали. А вот сам инцидент вызвал широкий общественный резонанс.

Так откуда же растут корни хамства на дороге? По мнению некоторых экспертов, всё дело в бешеной автомобилизации последних лет. Перед увеличением ввозных пошлин автомобильную плотину в буквальном смысле прорвало. К этому моменту в Беларуси уже было более 3 млн легковушек. В расчёте на душу населения у нашей страны – первый показатель в СНГ, а вообще такой динамики не переживала ни одна страна в мире. Не удивительно, что наши водители к такому количеству машин и возросших транспортных потоков оказались не готовы чисто физически. Плюс огромное количество новичков за рулём, или «чайников», как их любят называть те, кто, как правило, и хамит на дороге. Есть здесь и один нюанс. Случается так, что один и тот же человек здесь, дома, ведёт себя по-хамски, а выезжая за границу, становится учтивым и вежливым. Это как у Чуковского: «Ребёнок был в гостях, поэтому и вёл себя хорошо».

Кстати, учить дорожному этикету должны в автошколе. Из 180 часов теории на этику у нас отводят всего 180 минут. По словам опытных инструкторов, в автошколу, как правило, приходят уже сформировавшиеся личности, и повлиять на них за несколько часов невозможно.

Сторонники жёстких мер к дорожным хамам приводят опыт Германии. За лихачество там – одни из самых серьёзных наказаний. А за оскорбление есть даже своеобразный прайс-лист. Он составлен по материалам конкретных дел. Так, показать язык другому водителю обойдётся штрафом до 300€. Обзовёшь участника дорожного движения чокнутым – обеднеешь на 250€. За «глупую корову» – это оскорбление обычно адресуется женщинам – можно ответить штрафом в 600€. За «тупую свинью и дуру» – штраф в 500€. Засомневались, что у другого водителя все дома? Заплатите 750€. Назвали гномом? С вас 1000€. И это ещё самые безобидные выражения и штрафы. Показав средний палец, можно лишиться 4000€. Если же оскорбление сопровождалось применением физической силы, обидчик и вовсе может отправиться за решётку на 2 года. Для сравнения: максимальный штраф для отца и сына, избивших лихача в Минске, – Br3 млн рублей. Но, по словам инспекторов ГАИ, на обращения граждан о хамстве на дороге люди в форме реагируют мгновенно.

Кстати, в России, где у полиции несмотря на все усилия так и не получается снизить агрессию на дорогах, появились добровольные союзники – общественные движения против дорожного беспредела. Самое известное из них – «СтопХам». Активисты движения выходят на улицы и пытаются взывать к совести неправильно припарковавшихся водителей. Иногда прибегают и к крайней мере – наклеивают на машину стикеры «Мне плевать на всех, я паркуюсь, где хочу». Всё это снимают на камеру и выкладывают в Интернет.

Это один из самых нашумевших роликов «СтопХама» (См. видео. – Прим. ред.). Инцидент неожиданно перерос в политический скандал. Муж ругающейся дамы оказался высокопоставленным чиновником в Чечне. После ролика он был вынужден уйти с должности. Реакция на инцидент Главы чеченской республики Рамзана Кадырова: «Я сегодня уволил Мингаева. Отставка связана с некорректным поведением его супруги Мадины Мингаевой. Я возмущен разговором Мингаевой. Это вульгарный язык». Тогда конфликт возле одного из московских торговых центров закончился массовой потасовкой. Это обычный финал для активистов «СтопХама». Но активисты уверены: учитывая тотальную безнаказанность на российских дорогах, только так можно добиться внимания. В Беларусь движение «СтопХам» пришло через социальные сети. Пока Госавтоинспекция в их активной помощи не нуждается. Да и белорусские «стопхамовцы» гораздо спокойнее своих российских коллег.

Евгений Ягеля, участник проекта «СтопХам» в Беларуси: «Нас 200 человек. На мой взгляд, водители, которые хотят ездить нормально, должны объединяться и показывать личный пример другим. Мы можем открыть окно и сказать, что он негодяй, но нет никаких драк и потасовок».

Для тех, кто не равнодушен к хамству на дорогах, белорусская милиция предложила ещё один вариант – делать совместный «Перехват». Так называется интернет-проект для приёма сигналов о нарушениях на дороге.

Гость в студии – автор проекта «Перехват», пресс-секретарь ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский.

Мы позвонили в один из столичных спортивных магазинов. За месяц там продали 23 бейсбольных биты и только 2 бейсбольных мяча. Вряд ли закупалась команда по бейсболу.

Подписывайтесь на нас в Telegram