Ответ – через 2 года. Через такой срок его получили бизнесмены из Лиды. Проект по строительству объекта придорожного сервиса, несмотря на внушительные инвестиции в $3 млн, чуть было не рухнул под тяжестью чиновничьих бумажек. Переговоры с местной властью зашли в тупик – в ситуацию вмешалась пресса.
Вопрос, как это часто бывает, решили за сутки, а 18 октября губернатор Семён Шапиро лично прокомментировал и этот случай, и вообще изложил своё видение решения спорных вопросов между инвестором и чиновником. Их действительно пока хватает.
За 2 года попыток начать на гродненской трассе строительство придорожного комплекса с рестораном, гостиницей и даже прачечной бизнесмен Андрей Банцевич накопил 10 килограммов документов. Решение о выделении земли от райисполкома у предпринимателя есть. Задержкой стали бесчисленные дополнительные экспертизы, лицензии и согласования.
Андрей Банцевич, бизнесмен: «Планировалось сначала построить 3 таких комплекса, но когда я увидел, что только документы делаются 2 года, то задумался, стоит ли один такой строить».
У чиновников на этот счёт есть своя правда. Объясняют: сначала коммерсант хотел 3 га, потом 5 га, потом «Белавтодор» именно на этом участке решил расширить дорогу – пришлось всё пересогласовывать. Если для чиновников это работа, то для бизнесмена – деньги.
Справки, бумаги, согласования, протоколы, акты – эти причины называют бизнесмены, объясняя своё нежелание, несмотря на налоговые льготы, ввязываться в развитие придорожного сервиса.
На фоне такой несогласованности возможность 5 лет не платить налог на прибыль и землю, вкладывая эти деньги в развитие, бизнесменам уже не так интересна. Хотя о подобных послаблениях в соседней Украине, к примеру, только мечтают. Тем не менее там и кафе, и стоянки вдоль трасс растут как грибы после дождя.
Украина, конечно, не идеальный пример – это не Германия, где на заправке с €1, зарабатываемого на одной услуге, имеют ещё €3-5, которые посетители оставляют в кафе, душе, боулинге. Именно из-за возможности постоянно наращивать прибыль в таком небольшом бизнесе в Германии приоритет для занятий дорожным сервисом имеют именно граждане страны. Белорусы в этом вопросе куда лояльнее. Более того, если даже на уровне Правительства речь заходит об инвестициях, как-то сразу это ассоциируется именно с иностранными деньгами. Но, как уверяют в Минэкономики, это только так кажется.
Дмитрий Клевжиц, директор Национального агентства инвестиций и приватизации: «Созданные в Беларуси преимущества – это возможности как для белорусского, так и для зарубежного инвестора. В инвестициях и инвестиционных проектах все равны. Приведу простой пример: в 90% зарубежный инвестор ищет локального партнёра. То есть когда мы говорим об иностранном инвесторе, то подразумеваем здесь и белорусского партнёра».
Кроме внутренних оценок бизнес-климата, за ситуацией в Беларуси постоянно наблюдают специалисты МВФ и Всемирного банка. Есть специальное исследование по таким показателям, как регистрация собственности и открытие бизнеса. Беларусь в этом рейтинге оказалась одной из наиболее привлекательных стран не только в своём регионе, но и в мире в целом. Исследование проводилось в 183 странах. По регистрации собственности наша страна заняла 4 место, оставив далеко позади соседние страны и партнёров по Таможенному союзу.
Что касается рейтинга по открытию бизнеса, то проще всего это сделать в Новой Зеландии, Австралии и Канаде. Беларусь вошла в десятку лучших. Казахстан, Россия, Украина и Польша, по мнению Всемирного банка, нам значительно уступают. Что касается налогов, то здесь по законодательству можно чуть ли не выбрать себе послабления, особенно если предприниматель приходит работать в одну из 7 белорусских экономических свободных зон. Размещаясь на конкретных территориях в Бресте, Гомеле, Витебске, новые предприятия не платят налог на прибыль в течение 5 лет, а НДС составляет 10%. Условия в силиконовых долинах ещё лучше: фирмы, работающие в Парке высоких технологий, не платят налог на прибыль в течение 15 лет, а НДС составляет 0%. Похожие условия для бизнесменов и на стартовом этапе в небольших белорусских городах. Причин «за» развитие бизнеса – достаточно. Но всё-таки могут ли они перевесить все «против», которые появляются на местах?
Как решать проблему инвесторов, если они не находят понимания у местных чиновников? Должен ли быть отдельный комитет, который будет этим заниматься, например, по каждой области? Может быть, есть смысл составлять рейтинги по регионам; и там, где больше появляется новых компаний, пусть та область и получает денежный бонус?
Гость в студии – сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
У чиновников к инвесторам тоже есть претензии, об этом говорил губернатор Гродненской области Семён Шапиро.
Надо также понимать, что иногда кажущееся нежелание чиновников искать общий язык с бизнесменами, инвесторами – это не корыстный расчёт или что-то там ещё такое, а перестраховка. К примеру, видят – проект хороший, деньги большие, району польза, но есть нестыковка с законодательством, с процедурами. Махнули рукой – работай, а документы оформим параллельно. Бизнесмену – помощь, дело ускорилось. А вот чиновнику за такой шаг нужно будет отчитаться: контролирующие его самого инстанции могут посчитать такую помощь обходом закона. Сразу намёк, мол, помог не просто так, и начинаются вытекающие последствия. Разберутся, утрясут всё, обвинения снимут, но вот станет ли в следующий раз этот самый клерк возиться с таким бизнесменом? Наверное, сто раз подумает и отправит по проторенной дорожке – туда, где кабинеты, согласования и акты.
Что делать инвестору, когда он не может найти концы в бесконечном сборе документов? Случай в Лиде – показательный: инстанции не согласованны друг с другом, не хотят брать на себя ответственность за нестандартные решения, поэтому бизнесмены и вынуждены стучаться в «высокие» кабинеты или обращаться к журналистам. Здесь бы на день поменять их местами: чиновников заставить стучаться в свои же кабинеты и слышать: на обеде, занят, совещание… А бизнесменов – сидеть на бюджетной зарплате и рисковать – хорошо, если премией.
Вопрос, как это часто бывает, решили за сутки, а 18 октября губернатор Семён Шапиро лично прокомментировал и этот случай, и вообще изложил своё видение решения спорных вопросов между инвестором и чиновником. Их действительно пока хватает.
За 2 года попыток начать на гродненской трассе строительство придорожного комплекса с рестораном, гостиницей и даже прачечной бизнесмен Андрей Банцевич накопил 10 килограммов документов. Решение о выделении земли от райисполкома у предпринимателя есть. Задержкой стали бесчисленные дополнительные экспертизы, лицензии и согласования.
Андрей Банцевич, бизнесмен: «Планировалось сначала построить 3 таких комплекса, но когда я увидел, что только документы делаются 2 года, то задумался, стоит ли один такой строить».
У чиновников на этот счёт есть своя правда. Объясняют: сначала коммерсант хотел 3 га, потом 5 га, потом «Белавтодор» именно на этом участке решил расширить дорогу – пришлось всё пересогласовывать. Если для чиновников это работа, то для бизнесмена – деньги.
Справки, бумаги, согласования, протоколы, акты – эти причины называют бизнесмены, объясняя своё нежелание, несмотря на налоговые льготы, ввязываться в развитие придорожного сервиса.
На фоне такой несогласованности возможность 5 лет не платить налог на прибыль и землю, вкладывая эти деньги в развитие, бизнесменам уже не так интересна. Хотя о подобных послаблениях в соседней Украине, к примеру, только мечтают. Тем не менее там и кафе, и стоянки вдоль трасс растут как грибы после дождя.
Украина, конечно, не идеальный пример – это не Германия, где на заправке с €1, зарабатываемого на одной услуге, имеют ещё €3-5, которые посетители оставляют в кафе, душе, боулинге. Именно из-за возможности постоянно наращивать прибыль в таком небольшом бизнесе в Германии приоритет для занятий дорожным сервисом имеют именно граждане страны. Белорусы в этом вопросе куда лояльнее. Более того, если даже на уровне Правительства речь заходит об инвестициях, как-то сразу это ассоциируется именно с иностранными деньгами. Но, как уверяют в Минэкономики, это только так кажется.
Дмитрий Клевжиц, директор Национального агентства инвестиций и приватизации: «Созданные в Беларуси преимущества – это возможности как для белорусского, так и для зарубежного инвестора. В инвестициях и инвестиционных проектах все равны. Приведу простой пример: в 90% зарубежный инвестор ищет локального партнёра. То есть когда мы говорим об иностранном инвесторе, то подразумеваем здесь и белорусского партнёра».
Кроме внутренних оценок бизнес-климата, за ситуацией в Беларуси постоянно наблюдают специалисты МВФ и Всемирного банка. Есть специальное исследование по таким показателям, как регистрация собственности и открытие бизнеса. Беларусь в этом рейтинге оказалась одной из наиболее привлекательных стран не только в своём регионе, но и в мире в целом. Исследование проводилось в 183 странах. По регистрации собственности наша страна заняла 4 место, оставив далеко позади соседние страны и партнёров по Таможенному союзу.
Что касается рейтинга по открытию бизнеса, то проще всего это сделать в Новой Зеландии, Австралии и Канаде. Беларусь вошла в десятку лучших. Казахстан, Россия, Украина и Польша, по мнению Всемирного банка, нам значительно уступают. Что касается налогов, то здесь по законодательству можно чуть ли не выбрать себе послабления, особенно если предприниматель приходит работать в одну из 7 белорусских экономических свободных зон. Размещаясь на конкретных территориях в Бресте, Гомеле, Витебске, новые предприятия не платят налог на прибыль в течение 5 лет, а НДС составляет 10%. Условия в силиконовых долинах ещё лучше: фирмы, работающие в Парке высоких технологий, не платят налог на прибыль в течение 15 лет, а НДС составляет 0%. Похожие условия для бизнесменов и на стартовом этапе в небольших белорусских городах. Причин «за» развитие бизнеса – достаточно. Но всё-таки могут ли они перевесить все «против», которые появляются на местах?
Как решать проблему инвесторов, если они не находят понимания у местных чиновников? Должен ли быть отдельный комитет, который будет этим заниматься, например, по каждой области? Может быть, есть смысл составлять рейтинги по регионам; и там, где больше появляется новых компаний, пусть та область и получает денежный бонус?
Гость в студии – сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
У чиновников к инвесторам тоже есть претензии, об этом говорил губернатор Гродненской области Семён Шапиро.
Надо также понимать, что иногда кажущееся нежелание чиновников искать общий язык с бизнесменами, инвесторами – это не корыстный расчёт или что-то там ещё такое, а перестраховка. К примеру, видят – проект хороший, деньги большие, району польза, но есть нестыковка с законодательством, с процедурами. Махнули рукой – работай, а документы оформим параллельно. Бизнесмену – помощь, дело ускорилось. А вот чиновнику за такой шаг нужно будет отчитаться: контролирующие его самого инстанции могут посчитать такую помощь обходом закона. Сразу намёк, мол, помог не просто так, и начинаются вытекающие последствия. Разберутся, утрясут всё, обвинения снимут, но вот станет ли в следующий раз этот самый клерк возиться с таким бизнесменом? Наверное, сто раз подумает и отправит по проторенной дорожке – туда, где кабинеты, согласования и акты.
Что делать инвестору, когда он не может найти концы в бесконечном сборе документов? Случай в Лиде – показательный: инстанции не согласованны друг с другом, не хотят брать на себя ответственность за нестандартные решения, поэтому бизнесмены и вынуждены стучаться в «высокие» кабинеты или обращаться к журналистам. Здесь бы на день поменять их местами: чиновников заставить стучаться в свои же кабинеты и слышать: на обеде, занят, совещание… А бизнесменов – сидеть на бюджетной зарплате и рисковать – хорошо, если премией.
Подписывайтесь на нас в Telegram