«Тема дня»: За чей счёт банкет?

«Обменяю подержанный Nissan на новенький Volkswagen Touareg». Автора подобного объявления можно назвать либо не очень умным, либо, напротив, весьма остроумным человеком – в общем, тем ещё фантазёром. Оказывается, такой размен очень даже может быть, если п

«Обменяю подержанный Nissan на новенький Volkswagen Touareg». Автора подобного объявления можно назвать либо не очень умным, либо, напротив, весьма остроумным человеком – в общем, тем ещё фантазёром. Оказывается, такой размен очень даже может быть, если провернуть его за бюджетные деньги.

Ельский район – дотационная провинция на границе с Украиной. Зарплата в $400 для местных жителей – символ успешности, а 15-летний Mercedes – вершина достатка. Тихий аграрный регион и дальше был бы далёк от внимания прессы, если бы не глава местного райисполкома, который буквально одним тендером вывел маленький Ельск в тренды новостей. Виной всему объявление на сайте Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен о том, что райисполкому срочно требуется автомобиль. Не популярная у передвигающихся по полям и лесам руководителей Chevrolet Niva или вполне бюджетный Samand белорусской сборки, а роскошный представительский джип Volkswagen Touareg. Ельские чиновники даже описали его характеристики: третий двигатель, 8-ступенчатая коробка передач, цвет – чёрный перламутр. И примерную сумму указали – почти Br600 млн рублей. В графе «источник финансирования» скромно обозначили: «местный бюджет».

За эти же деньги в Ельске можно купить 5 двухкомнатных квартир, отремонтировать интернат, в котором обучаются более 100 малышей с особенностями развития. А ещё в Ельске находится старинный белорусский храм Святой Живоначальной Троицы. Недавно его проверяли специалисты МЧС и пришли к выводу, что памятнику архитектуры нужен капитальный ремонт.

Ещё в начале года председатель Ельского райисполкома в интервью местной газете сетовал на то, что район нуждается в очень больших деньгах на программу «чистой воды». Может, воду собирались возить на Volkswagen Touareg?

Справедливости ради надо сказать, что заявка на джип пропала с тендерной интернет-площадки так же быстро, как и появилась. В Ельске всё же одумались. Однако дорогие служебные машины – это лишь одна из многих статей бюджетного расхода для тех чиновников, которые воспринимают словосочетание «должностное лицо» как лицо, которому должно государство. Шикарный ремонт в кабинетах, корпоративный отдых за казённые счета, телефоны последнего поколения – и это только начало списка. Не в форме эпидемии, конечно, но проблема есть. Более того, она в очередной раз попала в поле зрения Президента.

Александр Лукашенко: «Запретить государственным учреждениям и организациям, имеющим долги перед бюджетом или банками, приобретать новые легковые автомобили».

Ещё один шаг – сокращение госаппарата – мера хоть и непопулярная среди чиновников, но действенная: появляется возможность поднять зарплату служащим, которые остались на местах, а это довольно эффективное лекарство от коррупции. В Беларуси госаппарат хотят сократить на 25-30%. Специальная комиссия уже создана. Президент подчеркнул: убирать будут ненужные функции: «снизу поменьше, сверху побольше». Если посмотреть на соседей, то примерно таким путём сократить госаппарат удалось украинцам: чиновников с 2010 года стало меньше на 24%, а зарплата оставшихся подросла больше чем на четверть.

Сняли ли соседи проблему тяги к роскоши за государственный счёт, точно пока сказать не могут, но тут даже чисто арифметически понятно: случаев станет меньше хотя бы потому, что самих чиновников будет меньше. И в Киеве, и Минске с этими случаями пытаются бороться. В России, к примеру, эта проблема уже давно превратилась в систему.

Того, что российские чиновники любят жить на широкую ногу, они и сами не скрывают. Благодаря сайту госзакупок можно даже изучать их вкусы. Они ездят на роскошных автомобилях, живут в царских особняках, объявляют официальные тендеры на приобретение немыслимых предметов роскоши. Экономисты подсчитали: в России на госзакупках воруют столько же, сколько госбюджет тратит на образование, культуру и спорт вместе взятые.

Дорогие Porsche Cayenne для региональной администрации, партии шапок на ценном меху для какого-нибудь департамента, тушка кальмара и морской язык для Министерства обороны – скандальные госзакупки для России стали настолько привычны, что внимание на них уже обращают лишь журналисты и блоггеры. Каждый месяц они публикуют что-то наподобие рейтинга. Именно на него опираются общественные организации, которые на каждый сомнительный тендер реагируют жалобой в прокуратуру.

Максим Калашников, координатор общественного движения «Марш против коррупции», писатель: «В Российской Федерации чиновничество формируется не по принципу эффективности во вверенном деле, а по принципу уголовно-клановому. Там все свои сидят, а своих нельзя убирать. Что там iPhone и iPad, когда 50 млн выкидывают на футбол. Беларусь в этом смысле отличается в лучшую сторону».

В Минэкономразвития России заговорили о принятия закона об ограничениях при закупках хотя бы служебных машин. Информация об этом уже вызвала ажиотаж в ряде госучреждений и ведомств страны. Говорят, автомобиль для чиновника – давно не роскошь.

От искушения поживиться за бюджетный счёт не могут удержаться и получающие солидные оклады чиновники Евросоюза. Там то и дело всплывают коррупционные дела. Хотя отдельные градоначальники пытаются стать хорошим примером, в том числе и для наших госслужащих.

Великобританию не раз сотрясали громкие коррупционные скандалы самого высокого уровня. Подкупы, лоббирование интересов, продажа должностей и титулов, махинации с финансированием. Однако в юридической практике Королевства уголовные дела в отношении взяточников всегда рассматривались лишь в рамках законодательства по борьбе с коррупцией. И нередко квалифицировались просто как обман. В прошлом году с принятием нового закона о взятках виновные стали получать реальные тюремные сроки. Первым прецедентом стали 6 лет тюрьмы для судебного клерка за взятку в 500 фунтов стерлингов. Практически следом за ним – также впервые – был осуждён за хищение госсредств уже крупный политик – 61-летний депутат парламента Дэвид Чейтор, оплативший из казны свои частные расходы.

Профессор Кингсли считает, что новый закон давно назрел и послужит хорошим устрашающим орудием в предупреждении взяток.

Макс Кингсли, профессор юриспруденции: «Я считаю необходимо, во-первых, привлекать к ответственности обе стороны – дающего и получающего взятку. Во-вторых, наказывать сурово, как грабителей и убийц! И отправлять на принудительное лечение к психологу, чтобы виновный до конца осознал своё преступление. Ведь, честно говоря, у нас многие идут на это не ради денег, а чтобы помочь друзьям, родственникам. И становятся преступниками».

Принятие в Британии нового закона о взятках было ускорено громким коррупционным скандалом в европарламенте. Британские журналисты The Sunday Times в результате независимого расследования уличили трёх экс-депутатов европарламента в подделке документов, хищении средств и лоббировании своих интересов. На австрийца Эрнста Страссера, экс-главу МИДа Словении Зорана Талера и румына Адриана Северина были заведены уголовные дела. Последний хорошо известен в Беларуси в качестве непримиримого критика нашей страны в вопросах нарушений прав человека. Сегодня его личная честность – предмет разбирательств в генеральной прокуратуре.

Справедливости ради стоит отметить, что в Британии немало политиков, которые не только словом, но и делом доказывают свою лояльность государству и обществу. Один из них – мэр Лондона Борис Джонсон. У него даже нет автомобиля! Ни личного, ни служебного. По городу он перемещается исключительно на велосипеде.

Борис Джонсон, мэр Лондона: «Я ставлю перед собой задачу вытащить как можно больше водителей из их автомобилей и пересадить на велосипеды. От этого выиграют все: и город, и экология, и общество».

Общественное мнение в Великобритании всецело «за» ужесточение антикоррупционных мер. Если в Англии перестало работать джентльменское поведение, ему на смену должна придти принудительная ответственность политиков и чиновников.

Как определить грань между необходимыми тратами для работы и непозволительной роскошью за госсчёт? Что грозит должностному лицу за сверхдорогие машины, приобретённые за бюджетные деньги? Многих ли белорусских чиновников уличили в подобном? Кто-то уже понёс наказание?

Гость в студии – главный специалист Комитета госконтроля Дмитрий Козак.

Один современный философ вывел шуточную формулу, согласно которой благосостояние народа прямо пропорционально честности чиновников, а состояние чиновников обратно пропорционально их же совести.

Подписывайтесь на нас в Telegram