Лукашенко отказался от взятки в $5 млрд. А ещё у Президента есть Maybach, но уезжать на нём в сторону Запада он не собирается. Беларусь и Россия должны держаться друг друга, и тогда нас голыми руками не возьмёшь. Отечественные и зарубежные журналисты смакуют откровения Лукашенко российским средствам массовой информации.
Этот пресс-тур – десятый по счёту. Раз в год российские журналисты, представители 80 печатных изданий, радиостанций и телеканалов, приезжают в Беларусь и проводят здесь несколько дней, изучая положение дел в конкретном регионе. В прошлом году это была Гомельская область, в этот раз акцент сделали на Минский и Брестский регионы. Репортёрам показывают, чем живёт производство, медицина, наука, как живут люди. В конце тура пробел информации восполняет Президент, отвечая даже на не очень удобные вопросы. Эти ответы вместе с фактами о Беларуси в итоге видит больше 130 млн человек – российской теле-, радио- и газетной аудитории, а так же десятки миллионов пользователей Интернета в разных странах. В этом году журналисты перед встречей с Президентом были в Национальной академии наук, Парке высоких технологий, Республиканском центре трансплантологии, Брестском областном центре олимпийского резерва, на нескольких белорусско-российских предприятиях региона и даже заехали в Брестскую крепость. Но, как водится, порой новости с пометкой «молния» вылетают на ленты именно с пресс-конференции.
Александр Лукашенко: «Во время одной из наших встреч Владимир Владимирович заявил, что Таможенный союз и ЕЭП являются приоритетными направлениями для России. Однако потом к беседе подключился один деятель, который уже не работает в российском правительстве, не буду называть его имени, и сказал, что России надо стремиться в ВТО. Я не выдержал и спросил, так как их понимать? Путин мне потом говорит, мол, не волнуйтесь. Ну, посмотрим, сказал я, чтобы вы нас не кинули. Что происходит сейчас? Недавно мне один министр сказал, что над нами уже посмеиваются».
Несмотря даже на эти смешки, стратегические цели ни России, ни Беларуси не меняются. И Лукашенко это ещё раз очень понятно обозначил: общая история, славяне, Союзное государство, общие интересы в политике и традиционные споры в бизнесе. У российского капитала и белорусского госуправления активами не всегда получается договориться.
Александр Лукашенко: «Хотите нефтеперерабатывающие заводы, которые у нас как «игрушки» – красивые, современные, европейские предприятия? Если я на это пойду, то мне в Беларуси мало не покажется: меня обвинят, что я здесь сдаю, продаю и т.д и т.п. Но есть хороший вариант: мы вам отдаём НПЗ – вы перерабатывайте свою нефть, а мы будем перерабатывать свою. Но вы дайте нам возможность добывать природный газ, как иностранцам. Мы потребляем 22 млрд кубометров, давайте будем добывать 10 млрд. Может быть, нам это будет дешевле. Ваш дорогой газ – наш дешёвый, который мы добудем на месторождениях, которые вы нам выделите, как англичанам и американцам, на равных условиях».
Всё это, конечно, так или иначе выводит нас на тему приватизации. Не секрет, что рентабельные промышленные активы Беларуси сверхпривлекательны не только для российских бизнесменов. Но опять же: если плясать от общей истории, народа и так далее, нет-нет да и закрадывается мысль у очередного олигарха о возможности договориться. Президент в очередной раз, но с очень пикантными деталями вернулся к уже избитой теме.
Александр Лукашенко: «Шёпотом выговаривают: Лукашенко прав, она по рынку столько стоит. Нет, хотят купить за $15 млрд некоторые ваши олигархи. Нет, говорю, до свидания, ребята. Некоторые одурели и предложили одному вхожему ко мне богатому российскому человеку сходить и предложить $10 млрд государству и $5 млрд мне. Он пришёл ко мне, давно меня знает, извинялся… Я ему сказал, что надевать наручники не буду, но больше с такими идеями попросил не приходить».
Из резонансных вопросов Александр Лукашенко впервые высказался о деятельности активисток украинской группы Femen. Скандально известные в Украине не только голыми демонстрациями, но и надругательством над христианскими святынями, девушки в декабре 2011 года добрались и до Минска, где разделись прямо на ступеньках белорусского КГБ.
Александр Лукашенко: «Тут голые украинские женщины приезжали из группы Femen. Меня пытались изобразить. Но у меня грудь не такая, как у них. Если их хватать начнём, то они ещё кому-нибудь на плечи грудь положат. Так их увидят 2 тысячи. Если будем хватать, то больше. Тут главное подобрать момент. Второй раз хотели приехать, но не приехали».
По поводу личного комфорта: Александр Лукашенко ответил, почему не ездит на сверхтюнингованном Maybach. Подарок стоит в президентском гараже.
Александр Лукашенко: «Недавно водитель сказал: на «Коммунарку» поедем, но я не стал её брать. Даже водитель понимает, что даже Президента нельзя на этой редкой машине возить. Я спрашиваю: какая же это хорошая машина, если её производство уже закрыто? Но ведь народ этого не знает, – говорит мне водитель. А везти меня на удлинённом «Мерседесе» прилично? Но это же «Мерседес!»
По словам Президента, на улицах в Беларуси редко встречаешь роскошные и очень дорогие машины, и это правило действует на всех уровнях. Такую скромность Лукашенко назвал национальной чертой, как и любовь к спорту. Российские журналисты удивили белорусского лидера новостью о пустых трибунах на теннисном кубке Кремля, который проходит в данный момент в Москве. Президент предложил отдать это соревнование нам, тогда и болельщики будут. И ту же привёл пример с белорусской национальной сборной по футболу. Президент признал, что включил административный ресурс, чтобы заполнить трибуны. Но это не помогло итогу игры.
На три десятка вопросов Александр Лукашенко отвечал 4,5 часа. От впечатлений и воспоминаний журналистам теперь предстоит вернуться к статьям и сюжетам, которые появятся в самом большом медиапространстве СНГ: от Калининграда до Камчатки.
Подписывайтесь на нас в Telegram