Что такое современная сельская школа? Конечно, это не маленький пряничный домик на лесной опушке, а нечто иное. Что же именно, и почему некоторые сельские школы даже называют школами мечты?

Что такое современная сельская школа? Конечно, это не маленький пряничный домик на лесной опушке, а нечто иное. Что же именно, и почему некоторые сельские школы даже называют школами мечты?

В этом году 1 сентября в Беларуси открылись 6 новых школ, причём 5 из них – далеко за пределами областных центров. Причём об одной из них – в Мозыре – стали говорить задолго до её открытия. А всё потому, что изначально местные учителя, практически поменявшись местами с учениками, написали сочинение на тему «Школа мечты». Мечта обошлась в 63 миллиарда рублей, но даже с первого взгляда видно, что такие деньги вложены в нужное дело.

Одна из главных особенностей новой мозырской школы №16 – блочная система обучения. Дети, с 1 по 4 и с 5 по 11 классы, учатся в разных корпусах и не пересекаются.

Возрастное разделение – это новый, более удобный подход к воспитательному процессу. Впрочем, здесь многое сделано по-новому. Например, система видеонаблюдения, необходимая для школы, где более 1000 учеников.

Оксана Ковалькова, директор школы №16 г. Мозырь: «Система видеонаблюдения очень помогает нам в работе, она актуальна на сегодняшний день. Расположены камеры у нас по периметру школы, прослеживается всё, что происходит в коридорах и вообще по всей школе. Это помогает в воспитательном процессе, в плане контроля и безопасности».

Спортивный блок, к примеру, напоминает базу олимпийцев.

Вадим Лакомый, ученик 10 класса школы №16 г. Мозырь: «После уроков у нас есть возможность прийти покачаться. Оборудование, как в фитнес-клубе. Есть возможность поиграть в футбол, отличное покрытие на футбольном поле. Есть баскетбольная площадка, волейбольная, зимой в хоккей можно поиграть. В общем, хорошие условия для занятий спортом».

В педагогическом процессе – свои новации. Интерактивная доска классической школьной доске, конечно, не замена, но помощница. Ведь школьник XXI века – это уже интерактивный ученик.

Павел Лобан, учитель физики школы №16 г. Мозырь: «Современного ребёнка обычной доской уже не завлечёшь. Сегодня ребёнку нужно показать что-то интересное из Интернета, какое-то видео, какие-то опыты, всё это, подключившись к сети, можно вывести на интерактивную доску. Так же доска позволяет показывать мультимедиа-презентации, оформить какие-то процессы в виде видеороликов».

Ещё недавно казавшее фантастическим предложение «каждому учителю по компьютеру» в новой школе стало реальностью. Каждый кабинет оборудован рабочим компьютером. Это даёт возможность преподавателю вести и электронный журнал, и электронный дневник, оценки учеников родители ежедневно смогут смотреть на сайте школы.

Но, возможно, скептики скажут, что Мозырь – это же совсем не деревня. И такая школа рядом с современнейшим нефтеперерабатывающим заводом, безусловно, нужна. Однако и далеко за пределами районных центров школы ничуть не хуже.

В Лелюкинском детском саду-школе в этом году могли отпраздновать 50-летие старого здания. Но проводить занятия в этой постройке уже нельзя, здание было признано аварийным. Буквально за год в агрогородке построили новую современную школу.

В новом здании у каждого класса отдельный кабинет, а всего их 20. Кроме этого, современный лингафонный кабинет и кабинет информатики. Сейчас даже учителя с трудом вспоминают то, что было ещё три месяца назад.

История старой школы теперь только на фото. Здание бывшего панского дома перевезли из другой деревни. За 50 лет протекла крыша, провисли потолки, прохудились полы. Половину здания закрыли. В оставшейся части – 11 классов на 7 кабинетов. Занятия в две смены. Помещения отапливали с помощью печей. У старшеклассников уроки оканчивались в 19 часов. Ещё час – пока автобус развезёт всех по домам.

Анастасия Трипуцько, ученица учебно-педагогического комплекса «Лелюкинский детский сад-средняя школа» (Ивьевский район): «Это большое отличие – прошлый год и этот. Сейчас у нас школа – как любая городская. Занятия проходят в новых классах. У нас новый компьютерный класс, лингафонный. Сейчас иду в школу с отличным настроением».

Новую школу начали строить в марте прошлого года, рядом со старым зданием. Весь строительный процесс школьники и учителя постоянно видели из окон.

129 школьников и 34 воспитанника детского сада. Есть и запас – школу строили на перспективу, в расчёте на молодые семьи. Лелюки – это агрогородок, местное сельхозхозяйство – филиал предприятия «ГродноАзот». К слову, последние к первому сентября сделали школе подарок.

Жанна Булко, директор учебно-педагогического комплекса «Лелюкинский детский сад-средняя школа» (Ивьевский район): «У нашай гаспадарцы з’явіўся міні-трактар. У нас вялікая тэрыторыя, каля 6 гектараў, па-першае, для ўборкі, па-другое, у нас многія вучні мараць працаваць у сельскай гаспадарцы, гэта і прафарыентацыйная работа, і па-трэцяе, у нас свой участак, дзе мы вырошчваем агародніну».

Новенький школьный автобус – это подарок от Гродненского облисполкома. А сельхозпредприятие выделило для молодых педагогов дом со всеми удобствами.

Разумеется, новые школы появляются именно там, где это необходимо. Где растёт население и есть ученики. Впрочем, чиновники от минобразования сначала, признаются, опасались, а будет ли кому учить? Но, оказалось, что в хорошую школу учителя готовы ехать работать даже из райцентров. А многие ученики, повзрослев и окончив педагогические вузы, возвращаются в родные сельские школы. В деревне Гвозница Малоритского района Брестской области из 22 преподавателей 8 – бывшие выпускники.

1 сентября этого года в деревне Гвозница Малоритского района произошла настоящая революция в системе образования – так об этом говорят сами учителя. До этого заниматься приходилось в четырёх переоборудованных под классы обычных деревенских домах.

Сейчас ни по внешнему виду, ни по уровню оснащения школа ни в чём не уступает даже столичным. Занятия идут полностью на белорусском языке. Новые стены заполнили современным оборудованием. Школьники – от первоклашек до выпускников – занимаются в отдельных классах. Что касается педагогов – половина приезжает на работу в деревню из районного центра.

Мария Афанасенко, директор Гвозницкого учебно-педагогического комплекса «Детский сад-средняя школа»: «Мы атрымалі цудоўныя кабінеты. Спецыялізаваныя класы. Камп’ютарны клас цудоўны з абсталяваннем суперсучасным. Чытальная зала, кнігасховішча, актавая зала, шыкоўны стадыён, пляцоўка для вывучэння правілаў дарожнага руху. Нават у нас ёсць тэнісны корт, ён травяны – будзе як «Уімблдон».

К слову, даже без спортзала и стадиона гвозницкие школьники показывали неплохие спортивные результаты. В этом году команда школы заняла первое место на Малоритском международном марафоне. В целом по области за последние годы реконструировали или построили заново 18 учебных заведений. Всего из 400 сельских школ по двум государственным программам 300 отремонтировали или перестроили. Одновременно с новым строительством упраздняют неперспективные или ветхие школы.

В общем, если кто-то до сих пор считает, что для того, чтобы получить хорошее школьное образование, необходимо везти ребенка в столицу или хотя бы в областной центр, весьма ошибается.

Павел Волынец, начальник отдела высшего и общего среднего образования Управления образования Брестского облисполкома: «Сельская школа сейчас уже выигрывает по многим позициям перед городскими школами. В силу того, что условия созданы хорошие, а наполняемость у них часто ниже, чем в городской школе. И соответственно – более комфортные условия для детей и более комфортные условия работы для педагогов тех же».

Что касается уровня подготовки: некоторые вузы уже не делают отдельный конкурс для сельских и городских – по баллам на тестировании и уровню подготовки абитуриенты из глубинки порой на голову выше, чем горожане.

Подписывайтесь на нас в Telegram