Уходящая неделя впервые официально была объявлена «Белорусской архитектурной». И каждый желающий мог узнать о том, что уже строится и только ещё проектируется как в столице, так и в других населённых пунктах.
Константин Селиханов, скульптор, член Белорусского союза художников: «Скульптура, если она удачно стоит на своём месте, изменяет вокруг себя пространство, и люди начинают попадать под её обаяние, влияние….»
Современные белорусские города предлагают попасть под влияние скульптуры, скорее парковой и уличной, нежели монументального произведения искусства, как это было в СССР. И здесь, несомненно, лидерство у Минска. Обаяние работ Владимира Жбанова очаровывает как жителей, так и гостей столицы.
В самом центре Минска на лавочку присела незнакомка. Только ленивый не пытался дать прикурить ещё одному бронзовому жителю города. Но к началу нового века городскую скульптуру словно не успели сделать традицией, точно как девочка в сквере, которая так и не решилась закрыть свой зонт.
Плох тот скульптор, который не мечтает о своей скульптуре в центре города. Тем более что создавать своеобразные символы страны сегодня есть кому – в одном Союзе дизайнеров больше пятисот человек, городов и улиц для творчества более чем достаточно. А Минск словно застыл в 90-х…
Максим Петруль, скульптор, член Белорусского союза дизайнеров: «Во всём цивилизованном мире существует закон нескольких процентов, по которым инвестор, хочет он того или нет, обязан отчислять на создание объектов дизайна, скульптуры несколько процентов от общей стоимости строительства. Только когда мы примем такой закон, наши города нашей любимой страны станут наряднее, культурнее и красочнее».
Подобный закон работал в СССР. Так в городах появлялись новые аллеи, а вдоль них выстраивались почти произведения искусства – кто скамейки особенные установит, а кто скульптурой украсит. Получилось, что скульптурное достояние из СССР нам досталось, а вот та самая традиция двух процентов сегодня для мастеров – ностальгическое воспоминание.
Максим Петруль, скульптор, член Белорусского союза дизайнеров: «Инвесторы отказываются финансировать. Если бы мы не относились к скульптуре, как к бизнесу! Это не бизнес – это программа облагораживания наших городов, которая делает белорусского человека умнее, интереснее, расширяет его кругозор».
Дмитрий Сурский, председатель Белорусского союза дизайнеров: «Может быть, вообще нужно находить другие формы. Вот в США государство вообще не финансирует такие проекты. Даже Статуя свободы – символ Америки – была построена на собранные средства. Нашёлся энтузиаст».
Пока энтузиастами остаются только скульпторы. Кажется, главное – удивить, заинтересовать, а средства найдутся. И дело вроде как сдвинулось с постамента. Так, в Бобруйске туристы ходят к бобру, в Шклове – к огурцу, а в Новополоцке – к памятнику букве «у» краткой. Столица пока по-прежнему берёт историческим масштабом монументов.
Дмитрий Сурский, председатель Белорусского союза дизайнеров: «Надо как-то снимать официоз, а то вот как люди шутили о памятнике Якубу Коласу, там и так не очень уютно, хотя сейчас уже облагораживают. Но если кто-то там встречается, то не говорят – «возле Якуба Коласа», говорят – «Встретимся у башмака». Потому что он просто гигантского размера».
В современном же Минске, когда размер давно не имеет значения, обещают экспериментировать с формами. В доме архитекторов работают уже не над скульптурными композициями – сегодня мастера создают проект указа. Важно не только, кто будет финансировать, но и кто станет судьёй архитектурного конкурса. Результат – в ближайшем будущем на улицах страны.
В студии «Контуров» – заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси Дмитрий Семенкевич и главный архитектор проектов Института «Белгоспроект» Раиса Рымашевская.
Подробности – в видеоинформации
Подписывайтесь на нас в Telegram