Не количество, но качество

1 октября стало известно, что Президент Беларуси инициировал реформу органов государственной власти. Для изучения вопроса поручил создать специальную комиссию под руководством главы Администрации Президента Андреем Кобяковым.
Не количество, но качество

1 октября стало известно, что Президент Беларуси инициировал реформу органов государственной власти. Для изучения вопроса поручил создать специальную комиссию под руководством главы Администрации Президента Андреем Кобяковым.

Госаппарат планируют сократить примерно на треть. А вот зарплаты госслужащим увеличат. Сокращение госаппарата – дело не новое. Но и не дежурное. Сама жизнь требует свежих управленческих решений. Реализовать же их способен компактный и эффективный аппарат. Кстати, этот путь в разное время уже проходили многие страны, в том числе наши ближайшие соседи.

О необходимости сократить государственный аппарат и о последствиях такого шага Лукашенко упомянул, принимая с докладом министра внутренних дел Игоря Шуневича. Президент провёл параллель – как в стране должны оптимизировать административные должности, так же милиция должна не перебрасывать сотрудников из подразделения в подразделение, а разумно подойти к вопросу.

Александр Лукашенко: «Я думаю, что нам придётся прилично подсократить государственных структур, я думаю, на 25-30%. Внизу меньше, вверху побольше, убрав, конечно, ненужные функции и значительно потом увеличив денежное довольствие, государственную зарплату служащим и отсюда милиции, военным и так далее. Я понимаю, что мы сразу с этой задачей не справимся, но её тоже надо начинать, и я говорю, потому вы должны ориентироваться не на сокращение в каких-то структурах с целью увеличения в других структурах МВД, а на сокращение в какой-то нужной степени органов милиции».

Стратегия оптимизации госаппарата – кампания тонкая, которая проходила почти в каждой стране, но вот только удачной была не во многих. Яркий пример – соседняя Россия. В 1997 году в стране насчитывалось чуть более миллиона чиновников. Ельцин потребовал эту цифру сократить на 20%. Получилось всего на 6/10 процента. В 2002 году ситуация повторилась уже с Владимиром Путиным. Но тогда в России насчитывалось уже миллион 252 тысячи чиновничьих места. И опять через год эта цифра не только не уменьшилась, но и подросла на 5%.

Павел Потапейко, политолог: «Согласно законам Паркинсона, государственный аппарат плодится в геометрической прогрессии. Когда создаётся одна комиссия, она берёт себе в помощь ещё две комиссии, а те в свою очередь создают себе помогающие комиссии. В России существует масса различных уровней госаппарата, они бывают региональные, территориальные, на уровне различных ведомств и так далее. То есть там всегда есть какие-то лазейки, куда можно переписывать сокращённых».

В Украине административный аппарат начали оптимизировать в 2010 году. Итог не идеальный, но приемлемый – количество центральных органов исполнительной власти сократилось со 111 до 74. Государственных служащих стало меньше на 24%, хотя президент изначально декларировал сокращение госаппарата на 30%. Оставшиеся на своих местах украинские чиновники сначала были недовольны – за счёт сжимания штата рабочий день в среднем увеличился на два часа, зато постепенно на 20% выросла зарплата. Не исключено, что такая ситуация повторится в Беларуси. Но сейчас страна должна придерживаться мировых практик.

Юрий Шевцов, политолог: «Мы прошли через две предвыборных общенациональных кампании, в ходе таких кампаний во всех странах происходит наращивание и расходов, и административного кадрового потенциала, задействованного в выборах. У нас это тоже произошло. Поэтому по окончании двух общенациональных выборов у нас есть необходимость сократить расходы на то, что можно назвать административным ресурсом».

В общем, в стране для сокращения госаппарата должна быть прежде всего политическая воля. У нас она есть. Хотя такие сокращения нельзя назвать популярной социальной мерой, и, вероятно, многие чиновники уже беспокоятся за свои кресла и портфели. Тем не менее, тех, кто приносит реальную пользу, не сократят. В стране почти 166 тысяч функционеров. И есть ли реальная отдача от каждого из них – вопрос. Президент поручил контролировать процесс сокращения главе Администрации Андрею Кобякову (кстати, этот чиновник в своё время возглавлял Комитет госконтроля, а значит, хорошо умеет считать как государственные деньги, так и оценивать чиновничью полезность, также Андрей Владимирович имеет вице-премьерский, банковский и дипломатический опыт). Помогать Кобякову – в роли заместителя – назначена помощник Президента Наталья Петкевич.

Подписывайтесь на нас в Telegram