«Тема дня»: Пьяные гонки

Это не эпизод очередного боевика – это кадры с трассы Минск-Гомель. Чтобы остановить пьяного лихача, сотрудникам ГАИ пришлось применять оружие. Получилось как по инструкции: машину вынесло в кювет, она устояла, заглохла, пассажиры не пострадали, правда, б

Это не эпизод очередного боевика – это кадры с трассы Минск-Гомель. Чтобы остановить пьяного лихача, сотрудникам ГАИ пришлось применять оружие. Получилось как по инструкции: машину вынесло в кювет, она устояла, заглохла, пассажиры не пострадали, правда, бросились на инспекторов в рукопашную. Уже протрезвев, лихачи во всём раскаялись.

Но вот что самое любопытное: водителю, который затеял опасные гонки, грозит всего лишь штраф. Скорей всего, он его добросовестно оплатит и через какое-то время не побоится после очередной попойки доехать до кровати на машине.

За 8 месяцев 2012 года по вине пьяных водителей погибло уже 104 белоруса. Сотрудники ГАИ после задержания очередного любят повторять фразу: «Страшно представить, что могло бы случиться, если бы вовремя…» Эти слова, может, и приелись, но по-прежнему актуальны. Так, пьяного гонщика из Пинска никто не остановил. Прямо на пешеходном переходе он сбил 11-летнюю Юлю Шломо. Удар был такой силы, что девочку отбросило на 30 метров. Она умерла на месте. Убийце дали 5 лет. В нашей стране это максимально возможное наказание за одного погибшего. Учитывая досрочное освобождение и регулярные амнистии, больше двух лет пьяные палачи, как правило, не сидят. Уже успел выйти на свободу и убийца Юли.

В Беларуси наказание за нетрезвую езду – одно из самых мягких в мире. Карательные санкции меньше, чем у нас – только в России. Там с пьяного водителя могут взять всего $160. Но и наши $410 выглядят очень незначительно в сравнении с мировой практикой. Например, в Великобритании штраф почти в 20 раз больше. В Штатах захмелевшего водителя могут оштрафовать на $10 тысяч, причём дальнобойщика лишат прав пожизненно. В Японии штрафуют не только пьяного водителя, но и пассажиров, которые согласились с ним ехать. Доходит до того, что даже если трезвый человек сел в пассажирский автобус с пьяным шофёром, то всё равно получит штраф. В Испании и Финляндии, выпив за рулём, и вовсе можно припарковаться в тюрьме: на 2 и 4 года соответственно. Что касается наказания за аварии, совершённые в нетрезвом виде, здесь Беларусь далеко отстала от большинства стран. За одного убитого у нас дают до 5 лет, за несколько отобранных жизней – максимум 7 лет. В России пьяный убийца может получить до 9 лет. Во Франции штраф – €150 тысяч и 10 лет тюрьмы. Столько же дадут и в Штатах. В Украине законодательство ещё жестче: за пьяное ДТП там могут дать до 15 лет. В Китае пить за рулём почти никто не рискует – это чревато высшей мерой: попавшего в аварию могут расстрелять. Законодательство Таиланда также предполагает смертную казнь.

Об ужесточении наказания для пьяных на дороге всё чаще говорят и парламентарии. Правда, пока только говорят.

Главный аргумент тех, кто садится за руль под градусом: «Да я не очень пьяный, всё под контролем». Между тем проблемы могут наступить уже после стакана вина. В Беларуси максимально допустимая доза алкоголя в крови для водителя – до 0,3 промилле. Кстати, если бутылку безалкогольного пива выпьет девушка, оно может дать 0,1 промилле. Полбутылки обычного пива – и вы уже в зоне риска: промилле может вырасти до 0,3. 100 граммов водки или бокал сухого вина дают 0,5 промилле. В этом состоянии вы уже не чувствуете расстояние между машинами, зрение теряет чёткость. Наука утверждает, что, выпив 300 граммов водки или чуть меньше коньяка, водитель полностью расслабляется, часто не понимая, куда и зачем едет.

Ещё одна популярная позиция тех, кто пропустил рюмку-другую: «Ай, как-нибудь доеду. Ну не бросать же здесь машину!» Есть альтернатива: в Минске уже десяток компаний предоставляют услугу доставки пьяного водителя. Удовольствие хоть и недешёвое – цена от Br150 до 400 тысяч рублей, но пользуются ей часто, особенно по выходным дням. Сотрудники доставляют домой и клиента, и его машину. Игорь «трезвым водителем» работает уже пять лет.

Игорь, сотрудник компании, оказывающей услугу «Трезвый водитель»: «Некоторые водители сидят, волнуются, спрашивают у меня про стаж вождения, кто-то песни горланит… Помню, как-то компания ехала, буянили, капюшон пытались мне оторвать. Я даже сам испугался. Бывают и такие, кто говорит, что Br150 тысяч – это дорого и пытаются сами доехать «как-нибудь». Все знают, во сколько это «как-нибудь» может вылиться, и всё равно едут пьяными».

В областях функцию «трезвых водителей» часто на себя берут таксисты – с ними предусмотрительно договариваются заранее.

В последнее время аварийность на белорусских дорогах значительно повышают пьяные россияне. Граница у нас открыта – автомобилисты свободно её пересекают.

Гость программы «Тема дня» – старший инспектор ГАИ МВД по особым поручениям Александр Занимон.

Действительно ли пьяная угроза с востока имеет место? Какие меры для решения проблемы пьяных водителей можно предпринять? Взаимодействует ли каким-то образом ГАИ с российской полицией? Нужно ли ужесточать законодательство за нетрезвую езду в нашей стране? Какие ещё дополнительные меры можно предпринять?

Ответы на эти вопросы – в видеоверсии «Темы дня».

Понятно, что выявить самостоятельно всех пьяных за рулём сотрудники ГАИ не могут даже теоретически. Например, в Германии сознательные граждане, увидев пьяного водителя, сразу звонят в полицию. Я не призываю стучать на соседа и сдавать своих родственников, но, по крайней мере, можно попытаться отговорить. Иногда настойчиво. Ведь кто даст гарантию, что этот пьяный маршрут через полчаса не пересечётся с дорогой вашего самого любимого человека?

Подписывайтесь на нас в Telegram