Жители «дома-призрака» в Заславле с опасением ждут наступления зимы

Их квартиры превратились в непригодные для жилья помещения из-за того, что нет крыши уже полтора года. Но люди ни продать, ни обменять свои квадратные метры не могут. Оказывается, де-юре дома вообще нет.
Их квартиры превратились в непригодные для жилья помещения из-за того, что нет крыши уже полтора года. Но люди ни продать, ни обменять свои квадратные метры не могут. Оказывается, де-юре дома вообще нет.
 
«Прогноз погоды» для Петра Адамовича – жизненно важная программа. Уже полтора года потолки и стены в его квартире «плачут» даже из-за самого небольшого дождя. Вместо пола – доски, а Новый год и вовсе пришлось встречать в телогрейке – столбик термометра отказался подниматься выше 11 градусов.

Пётр Демьянович
, житель дома №29в: «Я инвалид второй группы, у меня онкология. Ложишься в кровать – капли смахиваешь. Ложишься, как в могилу».


В квартире напротив – ситуация не лучше. На стенах каждый день – новые сине-зелёно-чёрные разводы, штукатурка на полу. Не хватает только таблички «Опасно для жизни».

Любовь Мукель, житель дома №29в: «Отвалилась штукатурка, проводка повреждена, три раза вызывали электриков, света в прихожей нет. Здесь горело, здесь сверкало кругом всё, углы чёрные».

И такое на всех этажах дома. Вода сверху уже добралась до фундамента. Этот 40-квартирный дом во втором микрорайоне Заславля не зря называют «страдальцем». Стройку начали ещё при Советском Союзе. В 1990-х объект не один раз замораживали. В итоге жильцы образовали кооператив, кое-как достроились и заселились. Но почти сразу начала течь кровля. Надстроить над 4-этажкой два этажа с новой крышей согласилась частная компания. Но вместе со строителями пришли и проблемы.

Александр Подкас, представитель жильцов дома №29в: «Вначале была одна корректировка проекта, потом инвестор захотел надстроить ещё один этаж, опять корректировка. И вот в прошлом году началось строительство, раскрыли существующую кровлю и в течение года кровля остаётся открытой».

А ведь по договору всё получалось красиво. Фирма получала прибыль от продажи новых квартир, а жильцам не капало на головы. Уже полтора года стройка в режиме ожидания. Оказалось, что дому нужен чуть ли не капитальный ремонт.

Анатолий Федурко, главный инженер компании-застройщика: «Дом строился в 1993-95 годах, с нарушениями, с отступлением строительных норм и правил. Материалы применяли самые разные. Здесь ошибки проектирования, ошибки с нормативным сроком строительства. Проектная организация ошиблась и сократила срок строительства, нам пришлось обращаться за продлением – это тоже срок».

В итоге фирма занялась ремонтом, а не надстройкой. И вкладывала свои деньги, хотя по договору ремонт – забота кооператива. Но у него денег нет.

Юрий Хрип, представитель компании-генподрядчика: «У нас с ноября убыточная работа по этому объекту. Больше ста миллионов. В тот период, когда у заказчика были трудности с деньгами, я какое-то время за свои деньги это продолжал, но назад ничего не получил. Целиком винить заказчика нельзя. Здесь стечение обстоятельств. Заказчик делал всё, что он мог. После зимы грянул кризис. Строители на объекте появлялись всё реже…»

Прошлую зиму жильцы квартир вспоминают с ужасом. Их квартиры превратились в непригодные для жизни помещения. С не меньшим ужасом жильцы ждут наступления новых холодов. Ситуация парадоксальна ещё и тем, что ни продать, ни обменять свои квартиры люди не могут. По их словам, этого дома вообще не существует.

БТИ не зарегистрировал дом до сих пор. Дом-фантом! Жильцы звонят в облисполком, им отвечают: «Мы рады помочь, но ваш дом не стоит на балансе. Вы нигде не числитесь». В ЖКХ люди обратиться не могут.

В местной администрации о ситуации знают, даже собрания со всеми заинтересованными сторонами регулярно проводят, но строительный кран – на том же месте. Когда будет решена проблема? Говорят, в октябре...

Самое интересное – что ремонтируют в Заславле? Ведь де-юре дома нет. Но надежда на оформление по закону появилась: проектом предусмотрена тепловая реабилитация. И тогда, по нормативам, дом зарегистрируют. Эксперты говорят, что заславский случай вовсе не единственный в стране. Таких домов сотни! Проблема в несовершенстве системы жилищного строительства. О том, что её необходимо реформировать более динамично, на недавнем совещании чиновникам напомнил Президент. Один из вариантов решения проблем – концепция жилищной политики предусматривает сразу несколько новаций. Одна из них – госзаказ на жилищное строительство. С 2013 года те, кто строит квартиру по этому принципу, получат уже готовый дом. Жильё возведут полностью за госсчёт, а расчёт – после получения ключей. Ждёт реформ и система тарифов за коммунальные услуги. Пока белорусы возмещают лишь пятую часть.

Геннадий Калёнов, исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости: «Нужно постепенно переходить на такую схему, когда все платят одинаковую стоимость. Это себестоимость плюс какая-то прибыль поставщиком коммунальных услуг. А те, кто в силу жизненных обстоятельств не могут платить эту цену, должны получать адресную помощь».

Ещё один путь сейчас прорабатывают в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства. Здесь разрабатывают механизм оплаты коммунальных услуг в зависимости от своих доходов.

Геннадий Трубило, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Беларуси: «Мы будем исполнять распоряжение, но это прерогатива Совета Министров. Мы выйдем с предложением по механизму. Механизм на сегодняшний момент пока разрабатывается. Что это будет, я пока не готов ответить. Это может быть уровень субсидирования или иные формы».

Жильцы дома в Заславле за отопление минувшей зимой не платили, все расходы на себя взяла компания-застройщик. Она же провела обследование каждой квартиры, зафиксировав все повреждения в актах и гарантировала людям за свой счёт провести ремонт в их квартирах. А дней до отопительного сезона всё меньше.

Подписывайтесь на нас в Telegram