По закону: новшества в избирательной кампании

Нынешняя парламентская кампания имела несколько совершенно новых позиций для отечественного избирательного процесса. В частности, кандидатам разрешили иметь дополнительные, то есть внебюджетные, фонды. Прежде всего – на агитацию. И это было не единственно
Нынешняя парламентская кампания имела несколько совершенно новых позиций для отечественного избирательного процесса. В частности, кандидатам разрешили иметь дополнительные, то есть внебюджетные, фонды. Прежде всего – на агитацию. И это было не единственное нововведение. Но работало ли оно? И воспользовались ли кандидаты всеми своими правами?
 
Парламентская кампания проходила в спокойной обстановке и, по оценке экспертов, не отличалась ни накалом политических страстей, ни жёсткой бескомпромиссной борьбой. И всё же у неё есть свои особенности. Это первые выборы в Парламент после того, как в 2010 году были внесены поправки в Избирательный кодекс. Многие новации уже применялись на прошлых президентских выборах. Но сейчас их смогли оценить гораздо большее количество участников политической гонки. Изменения коснулись избирательного процесса практически на всех этапах – начиная от выдвижения кандидатов. И здесь законодатели сделали всё возможное, чтобы максимально привлечь к выборам политические партии. Они получили право выдвигать своих кандидатов независимо от того, есть в округе партийная ячейка или нет.
 
Николай Лозовик, секретарь Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов: «Раньше политическая партия должна была иметь как минимум первичную партийную организацию в округе. Это хотя бы три человека. Сейчас даже это минимальное ограничение снято, и любая партия могла выдвигать кандидатов по всем 110 округам».
 
Отменили на этих выборах и требования к сборщиками подписей. Им не пришлось заверять автографы избирателей в исполкомах. Казалось бы, мелочь, но на это уходило время.
 
Тем, кто не сошёл с дистанции на первом этапе и получил удостоверение кандидата, законодательство предоставило фактически неограниченные возможности для агитации. Встречаться с избирателями претенденты на депутатский мандат могли в любое время и фактически в любом месте.
 
Для этого не требовалось разрешение местных властей, как раньше, достаточно было просто поставить исполком в известность.
 
Елена Семашко, заведующая кафедрой административного права Академии управления при Президенте Беларуси: «Порядок стал более понятным. И кандидатам было легче его применить для того, чтобы показать себя, заявить свою предвыборную программу».
 
Правда, за администрацией районов оставили право обозначить территорию, где пикетирование запрещено. Но таких адресов набралось немного. Например, в Минске это четыре главные площади и метро. Впрочем, и этой возможностью пообщаться с избирателями воспользовались далеко не все.
 
Ещё одно новшество нынешней парламентской кампании – впервые кандидатам в депутаты предоставили бесплатную возможность участвовать в теледебатах. Однако широкого распространения этот способ агитации не получил. Вызвать своих оппонентов на дискуссию решились кандидаты лишь в тридцати округах.
 
Впрочем, как показал недавний соцопрос, из всех форм агитации большинству избирателей ближе всего живое общение с кандидатами.
 
Из тысячи респондентов со всех регионов страны более 40% самым эффективным способом агитации считают встречи с кандидатами по месту жительства. На втором месте по популярности – теле- и радиовыступления. На третьем – встречи с трудовыми коллективами.
 
Ещё одно новшество – в нынешней предвыборной гонке кандидаты могли рассчитывать не только на бюджетные деньги, но и на финансовую поддержку своих сторонников. Претендентам на место в Парламенте разрешили иметь индивидуальные избирательные фонды. Правда, их размер не должен превышать 100 миллионов белорусских рублей. 2 миллиона имел право внести сам кандидат, по 500 тысяч могли перечислять избиратели. Возможность оказывать спонсорскую помощь кандидатам получили предприятия и фирмы. Правда, здесь также действовало жёсткое ограничение – не больше миллиона рублей от одного юридического лица.
 
Активнее всего дополнительные средства на агитационную кампанию привлекали кандидаты в Витебской области. В северном регионе индивидуальный фонд открыл каждый четвёртый претендент на депутатский мандат. Впрочем, подавляющее большинство кандидатов всё же решили сэкономить деньги своих избирателей.
 
Так или иначе, выборы – это борьба. И активность кандидатов напрямую зависела от цели, которую они пред собой ставили в самом начале предвыборной гонки. Для одних главное – победа, для других – хотя бы участие. Впрочем, последнее слово в этой политической борьбе, как всегда, осталось за избирателями. И они сделали свой выбор.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram