Возращение на Родину: в Национальный художественный музей доставили полотна Роберта Генина

Экспонаты разместили в так называемых «Залах уроженцев». То есть тех людей, что служили искусству на расстоянии от Родины.
Экспонаты разместили в так называемых «Залах уроженцев». То есть тех людей, что служили искусству на расстоянии от Родины.
 
«Жили, как собаки на Сене» – вспоминала поэтесса Тэффи. И так начинается биография каждого художника, что бежал в Париж… до и после революции. Из Гомеля – Мишель Кикоин, из Желудка – Пинхус Кремень... Сто работ едва уместили в трёх залах.
 
Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Гэтыя мастакі склалі цэлы свет у сучасным сусветным мастацтве. Яны заклалі асновы таго, чаго мы раней не ведалі. Не ведалі мы таму, што былі пэўныя ідэалагічныя ўмовы».
 
В Союзе те художники – формалисты. Говорили: «пятое колесо в телеге искусства». А потому в энциклопедии не включали, на выставки не приглашали… К слову, и здесь не без «но». Был один, кто хотел и вернулся в Россию.
 
При жизни Генина нередко сравнивали с Шагалом. И основания на то были. Марк Захарович писал свой Витебск, Роберт Львович – родные Красовичи. Деревню, что до сих пор стоит под белорусскими Климовичами.
 
Правда, нет уже в сельском пейзаже той «Зелёной церкви». Храма, куда в конце XIX века ходил маленький Генин. И храма, который нарисовал большой «Ге» (вариант автографа). Его путь в Париж прошёл «сквозь Европу»: Одесса, Мюнхен, Аскона… Восемь работ – из Петербурга.
 
Алексей Родионов, коллекционер (Россия): «Роберт Генин видел и впитывал всё, что происходило вокруг него. Естественно, он видел, что делает Пабло Пикассо, немецкие экспрессионисты из группы «Мост». Практически не уделял внимания сохранности своих работ. Ему было наплевать, что станет с его творчеством».
 
Человек, что делал фрески для грандиозного Дворца Советов, в наших «дворцах-музеях» не прижился. Шедевры Генина сейчас рассеяны по частным коллекциям. Заграничным, в основном. Там же и работы других белорусских парижан.
 
Людмила Хмельницкая, директор Музея Марка Шагала: «Уже вводятся в культурное пространство Беларуси те художники, которые долгое время считались не имеющими никакого отношения к нашей стране. И в Смиловичах уже есть экспозиция, посвящённая Хаиму Сутину. В Рогачёве начали формировать коллекцию Анатолия Каплана».
 
Картины в экспозиции – из частных и государственных собраний. В основном – белорусских.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram