Лукашенко: Экспорт должен стать локомотивом развития экономики

В будущем году именно поставки за рубеж должны на две трети обеспечить прирост валового внутреннего продукта Беларуси. На чём основываются такие прогнозы?
 
Тренажёры, созданные на белорусском предприятии, позволяют освоить навыки управления танком Т-72, в любых климатических (будь то пустыня или тайга) или погодных (дождь, снег или туман) условиях. Отработать точность стрельбы или нюансы маневрирования. Панель управления – такая же, как в реальном танке.
 
Такие военные симуляторы, несмотря на солидную стоимость, отлично продаются в армии различных стран. Каких именно – секрет, догадаться можно разве что по языку, на котором написаны инструкции. Но подсчитано, что тренажёр позволяет здорово сэкономить: вместо многих тонн солярки и боеприпасов тратит энергию, сопоставимую с работой обычного бытового прибора. Впрочем, бизнес есть бизнес. Здесь не скрывают: технология такова, что можно сесть за руль и обычного «уазика» или массивного «Урала». Новое предложение компании «Виртуальные технологии» – имитация вождения БелАЗа. Это тоже предложение на экспорт.
 
Экспортоориентированное – это одна из ключевых характеристик компании. 95% продукции, в которой самый важный и дорогой компонент – программное обеспечение, идёт именно за пределы Республики.
 
Насколько важен для страны экспорт, можно судить по тому, какую долю он занимает в валовом внутреннем продукте. В Беларуси на экспорт приходится ни много ни мало 84% ВВП. Для сравнения: в США этот показатель равен 13%, в Индии, Китае – около 25%, в России экспорт составляет треть ВВП, в Украине – половину. Как видно, крупные страны с мощной экономикой и большой численностью населения могут себе позволить расти за счёт стимулирования внутреннего спроса. У Беларуси такой возможности нет.
 
Для страны с 10-миллионным населением без собственных запасов энергоресурсов выход один – быть открытой, то есть модернизировать экономику и развиваться за счёт продаж за рубеж. Ведь даже отечественный агросектор, каким бы современным он ни был, не может быть единственным и даже главным рынком для таких гигантов, как «Гомсельмаш» и МТЗ. Хочешь не хочешь, а нашим машиностроителям приходится держать на прицеле как минимум поля и ниши Таможенного союза, не забывая о регионах Азии и Латинской Америки.
 
От продажи товаров за рубеж в 2013 году бюджет должен получить $53 миллиарда, против ожидаемых $45 миллиардов в этом. Основная нагрузка при этом ляжет на промышленность, доля которой составит 90%. Впрочем, правительство намерено усилить поддержку: к примеру, втрое увеличить объём экспортного кредитования. О том, что экспорт с недавних пор – наш основной приоритет, недавно напомнил Президент Беларуси. На масштабном совещании Александр Лукашенко потребовал превратить экспорт в локомотив развития экономики.
 
Впрочем, задача за год нарастить экспорт сразу на 15% не такая уж и простая, если учесть прогнозы Всемирного банка и Международного валютного фонда. По данным этих организаций, у наших партнёров по Таможенному союзу скромные планы по росту экономики, в ЕС и вовсе ожидается рецессия. Выход Правительство видит в поиске новых рынков. Судан, Парагвай, Чад и Конго – это примеры стран, где в этом году впервые узнали о товарах с маркировкой «Made in Belarus». Экзотика экзотикой, но нетрадиционные рынки уже принесли в экспортную копилку страны более $300 миллионов. Компании Минпрома в этом году создали 15 зарубежных сборочных производств. Большинство в России, но есть примеры и в Чехии, и даже Эфиопии. Ещё один метод – внимание к быстрорастущим сегментам белоруской экономики. Сфера IT-технологий – один из таких примеров. Белорусский Парк высоких технологий как будто установил правило – каждый год расти на 140%-150%.
 
Интеллект, опыт и благоприятные условия ведения бизнеса. Эти правила сработали для резидентов Парка высоких технологий. Хороший рецепт в целом для отечественной экономики.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram