Они не милиционеры и не прокуроры. Они не подчиняются ни КГБ, ни МВД, ни Госконтролю. Это самая молодая структура в отечественной правоохранительной системе. Исполнился ровно год, как в Беларуси появился Следственный комитет.
12 сентября 2011 года вышел Указ Президента об образовании Следственного комитета. Задача, которую Лукашенко поставил новой структуре, сводилась к главному – исключить зависимость следователя РОВД или прокуратуры от своего непосредственного начальника с его планами по раскрытию, а значит, уменьшить количество людей, которых к ответственности, в том числе и уголовной, могли привлечь незаконно.
Создавался Следственный комитет не на пустом месте. В него вошли уже опытные специалисты, которые до этого работали в подразделениях предварительного расследования МВД, прокуратуры и Комитета государственного контроля.
Что касается самой структуры, то в системе существует центральный аппарат, куда стекаются из областных управлений самые сложные дела. Есть ещё районные и городские отделения, подчиняющиеся области. Следственный комитет охватывает всю страну, поэтому спектр дел самый разнообразный.
В общей массе преступлений в Беларуси более 70% составляют кражи, около 4% – грабежи. Далее в рейтинге преступной популярности – хулиганства и тяжкие телесные повреждения. Следователи не должны отказываться даже от поисков украденной козы в деревне. Но всё же под особым контролем ведомства тяжкие и особо тяжкие преступления: резонансные убийства, махинации, коррупция, превышение власти.
В течение года следователи комитета возбудили почти 100 000 уголовных дел. По 34 000 из них уже завершили расследование. Среди них и самое первое дело, ставшее вступительным экзаменом для новой структуры: исчезновение 14-летней Юлии Ляшук в Столинском районе. Девочку безуспешно искали две недели, нашли лишь фрагменты одежды. На убийц следователи вышли после того, как подвергли экспертизе ДНК более сотни местных жителей. Их нашли. Насиловали и закапывали двое местных. Фактически сразу же грянул и громкий скандал в Климовичах. Местный начальник милиции вымогал взятку в полмиллиона долларов, чтобы закрыть дело. Но эта новость отошла на второй план, когда обвинение в злоупотреблении служебными полномочиями было предъявлено бывшему заместителю министра внутренних дел Евгению Полудню. Ни на чины, ни на погоны – вот главный принцип в действии.
Появление Следственного комитета принесло государству материальную выгоду. Из мер наказания чаще стал применяться рубль, а не заключение. Материальное возмещение преступлений выросло на 20%. За последние 8 месяцев в казну вернули 66 миллиардов рублей.
Принцип работы Комитета основан на зарубежном опыте. Положительном американском или западноевропейском и отрицательном. В России в одно время всё вылилось в настоящую войну с Генпрокуратурой.
12 сентября 2011 года вышел Указ Президента об образовании Следственного комитета. Задача, которую Лукашенко поставил новой структуре, сводилась к главному – исключить зависимость следователя РОВД или прокуратуры от своего непосредственного начальника с его планами по раскрытию, а значит, уменьшить количество людей, которых к ответственности, в том числе и уголовной, могли привлечь незаконно.
Создавался Следственный комитет не на пустом месте. В него вошли уже опытные специалисты, которые до этого работали в подразделениях предварительного расследования МВД, прокуратуры и Комитета государственного контроля.
Что касается самой структуры, то в системе существует центральный аппарат, куда стекаются из областных управлений самые сложные дела. Есть ещё районные и городские отделения, подчиняющиеся области. Следственный комитет охватывает всю страну, поэтому спектр дел самый разнообразный.
В общей массе преступлений в Беларуси более 70% составляют кражи, около 4% – грабежи. Далее в рейтинге преступной популярности – хулиганства и тяжкие телесные повреждения. Следователи не должны отказываться даже от поисков украденной козы в деревне. Но всё же под особым контролем ведомства тяжкие и особо тяжкие преступления: резонансные убийства, махинации, коррупция, превышение власти.
В течение года следователи комитета возбудили почти 100 000 уголовных дел. По 34 000 из них уже завершили расследование. Среди них и самое первое дело, ставшее вступительным экзаменом для новой структуры: исчезновение 14-летней Юлии Ляшук в Столинском районе. Девочку безуспешно искали две недели, нашли лишь фрагменты одежды. На убийц следователи вышли после того, как подвергли экспертизе ДНК более сотни местных жителей. Их нашли. Насиловали и закапывали двое местных. Фактически сразу же грянул и громкий скандал в Климовичах. Местный начальник милиции вымогал взятку в полмиллиона долларов, чтобы закрыть дело. Но эта новость отошла на второй план, когда обвинение в злоупотреблении служебными полномочиями было предъявлено бывшему заместителю министра внутренних дел Евгению Полудню. Ни на чины, ни на погоны – вот главный принцип в действии.
Появление Следственного комитета принесло государству материальную выгоду. Из мер наказания чаще стал применяться рубль, а не заключение. Материальное возмещение преступлений выросло на 20%. За последние 8 месяцев в казну вернули 66 миллиардов рублей.
Принцип работы Комитета основан на зарубежном опыте. Положительном американском или западноевропейском и отрицательном. В России в одно время всё вылилось в настоящую войну с Генпрокуратурой.
Руководство Генеральной прокуратуры России начало готовиться к серьёзным изменениям в своём ведомстве, как их назвали, к генеральной уборке, после громких коррупционных скандалов, которые попали в прессу за последние несколько лет. «Крышевание» сотрудниками прокуратуры нелегальных казино в Подмосковье, миллионные откаты за невозбуждение уголовных дел и война компроматов между сотрудниками силовых ведомств. В Кремле решили – руке руку больше не мыть: следователей самых разных правоохранительных ведомств объединили в Следственный комитет – некое подобие американского ФБР.
Де-юре Следственный комитет входит в структуру прокуратуры, но де-факто – это совершенно самостоятельный орган. Его глава в ранге заместителя Генпрокурора назначается Советом Федерации по личному представлению президента. Обещалось, что следствие станет независимым и не подверженным коррупции, влиянию властных чиновников и криминала. При этом у самой прокуратуры забирались практически все следственные и надзорные функции. Основных рычагов контроля над следователями она и лишилась в январе 2011.
Возбуждать дело или не возбуждать теперь решают следственные органы МВД, ФСБ, наркоконтроля и нового Следственного комитета. Освобождать или брать под стражу подозреваемых, выбор меры пресечения тоже в компетенции Следственного комитета. Да и дела, которые поручены ведомству, не терпят кумовства: терроризм, убийства, коррупционные преступления. Словом, «громкие дела». Уже есть первые результаты: из 165 уголовных дел, которые находились в прошлом году в производстве у следователей Следственного Комитета, больше половины окончательно расследованы.
Кстати, реформированием органов следствия в России, похоже, дело не ограничится. Сейчас идут разговоры о создании Финансовой полиции. В одно ведомство объединят налоговиков, службы по финансовому мониторингу и следователей, занимающихся экономическими преступлениями.
В Казахстане Следственный комитет просуществовал всего несколько лет. Одной из причин называют именно независимость следователей от прокуроров. Как только этот дуэт распался, следователи стали собирать материалы, не советуясь с прокурорами, а те не хотели с несогласованными томами дел идти в суд. У следователей появился большой соблазн говорить о коррупционности прокуроров. Система начала бороться сама с собой, вместо того, чтобы сражаться с преступностью.
Гость в студии – Алексей Александрович Волков, начальник управления Следственного комитета по городу Минску.
Сколько времени ушло на организационную работу? Все ли задачи, поставленные год назад, выполнены? Появились ли какие-то проблемы в процессе работы? За время работы Следственного комитета суды вынесли 6 оправдательных приговоров по делам, которые вели ваши следователи. Почему это происходит? Следственный комитет забрал следователей и соответствующие полномочия у милиции, прокуратуры и Госконтроля. Какие сейчас отношения между силовыми структурами? Имеет ли место «профессиональная ревность»? Сейчас широко обсуждается создание института сотрудничества со следствием. Подобная практика используется не только в Соединённых Штатах, но и в России, Украине. Как должна выглядеть белорусская модель? Сдал сообщников и получил меньший срок?
Ответы на эти вопросы – в видеоверсии «Темы дня».
О том, что Следственный комитет набирает профессиональный вес, говорит и география международного сотрудничества. За правовой помощью в комитет обратились уже 16 стран.
Подписывайтесь на нас в Telegram