«Тема дня»: Террор 9/11

11 лет после 11 сентября. В Америке не звучат предвыборные речи. Приспущены флаги. Америка вспоминает 2001 год. Тогда кошмарный сценарий из голливудских боевиков стал явью. Нью-йоркские башни-близнецы рухнули.
11 лет после 11 сентября.В Америке не звучат предвыборные речи. Приспущены флаги. Америка вспоминает 2001 год. Тогда кошмарный сценарий из голливудских боевиков стал явью. Нью-йоркские башни-близнецы рухнули. А с ними – непоколебимая уверенность американцев в своей защищённости.

За эти 11 лет в мире пролилось немало крови. Научился ли мир противостоять террористическим угрозам? Какое оно сегодня – главное оружие против насилия?

Американская трагедия унесла почти три тысячи жизней. И это не начало, а продолжение печального списка жертв терроризма. В 1980-е годы среднестатистический теракт приводил к гибели или ранениям пяти человек, в 1990-е – двенадцати. «Коэффициент летальности» терактов, совершённых в двухтысячные, составил 14 человек.

15 тысяч человек в год – это жуткая статистика. Где сегодня зашкаливает уровень угрозы? Британская консалтинговая компания совместно с Национальным центром по борьбе с терроризмом США составила рейтинг стран по этому показателю.Эксперты учли не только частоту терактов и количество жертв, но и исторический опыт, а также угрозы, звучавшие из уст террористов в адрес конкретных государств. Степень угрозы разделили на 4 различных уровня: экстремальный, высокий, средний и низкий. В список стран с экстремальным индексом террористической угрозы попали страны, где взрывы на улицах гремят почти ежедневно: Сомали, Пакистан, Ирак, Афганистан. Экстремальный уровень угрозы получила и Россия. Высокий индекс угрозы у Турции, Египта и Саудовской Аравии. В Великобритании, Франции и США эксперты отметили средний уровень. Одними из наиболее безопасных для посещения стран признаны Канада, Австралия и Беларусь.

«Неблагополучные» в этом вопросе страны научились реагировать на действия террористов жёстко.

Сентябрь для России – месяц не менее трагический, чем для Америки. В эти дни здесь вспоминают жертв Беслана, когда во время операции по освобождению заложников погибли 334 человека, в том числе 186 детей. Тогдашнее руководство страны обещало приложить все силы, чтобы искоренить терроризм. Уже потом было московское метро, аэропорт «Домодедово» и еженедельные сообщения о терактах в «кровавом поясе» России – Чечне, Дагестане, Ингушетии.

Именно 11 сентября Московский областной суд по существу начал рассмотрение дела о теракте в аэропорту «Домодедово» в январе 2011 года. Процесс проходит в закрытом режиме. Многие документы до сих пор под грифом «секретно». Согласно материалам уголовного дела, на подозреваемых вышли после ареста главаря одной из кавказских бандитских группировок. Российские силовики охоту на такие подпольные лагеря, где в основном и готовят смертников, называют непрекращающейся. Страна готова тратить на это огромные средства – ежегодно около $10 млрд. Уровни террористической опасности определены законодательно.

Владимир Васильев, член комитета по безопасности Госдумы России: «Теперь мы законодательно обязываем спецслужбы и другие исполнительные органы своевременно информировать об угрозах общества. Это огромнейшая ответственность!»

Ужесточение закона и изменения в Уголовном кодексе должны поспособствовать уменьшению количества терактов, считают в России. Некоторые шаги уже сделаны. В частности, подсудимые, обвиняемые в терроризме, не имеют права требовать рассмотрения их дел судом присяжных. Для Северного Кавказа, где существуют тесные родственные и клановые отношения, такое ограничение особенно актуально. За преступления подобного рода значительно увеличены сроки наказания. Однако независимые эксперты считают такие меры недостаточными. По их мнению, правительство устраняет симптомы, вместо того чтобы искоренять причины терроризма: коррупцию, клановость и экономическую нестабильность в наиболее неблагополучных районах страны.

Прозрачная граница между Россией и Беларусью и поток нелегальных мигрантов заставляют специалистов двух стран оперативно обмениваться информацией, работать быстро и в тесной связке. Один из примеров удачно проведённых операций нашими спецподразделениями совместно с ФСБ России – случай на пограничном переходе «Новая Гута». Там была остановлена машина с партией оружия, следовавшая из страны балканского региона в Санкт-Петербург. Среди опасного груза – управляемые ракеты, пистолеты-пулемёты. Транзит оружия и миграционный коридор между Европой и Россией для Беларуси несут куда большую террористическую угрозу, чем опасность изнутри.

В нашем календаре появилось своё скорбное 11 число. 2011 год, апрельский теракт в минском метро.15 человек погибли, около 300 пострадали. На поиск преступников были мобилизованы все силы, в том числе и международные. За ходом следствия следили специалисты по борьбе с террором из России и Израиля. В Минск прибыл глава Интерпола Рональд Ноубл. Он дал высокую оценку белорусским силовикам, так как они в считанные часы смогли вычислить и обезвредить преступников. Для многих стран это редкость.

В той ситуации не все повели себя адекватно. Одни, не имеющие никакого отношения к юриспруденции, стали лихорадочно искать изъяны в следствии… Другие, не будучи адвокатами, бросились защищать убийц. Для Америки нечто подобное – нонсенс. Там объединились на фоне общего горя. Даже президентские выборы отошли на второй план.

Цитата Билла Гаррисона, советника экс-президента Клинтона: «Представители обоих избирательных штабов должны быть очень и очень внимательными, когда будут выражать слова сочувствия, чтобы избежать использования национальной трагедии в своих политических интересах».

Американская демократичность и права человека заканчиваются после взлёта бомбардировщиков. Им не нужны особые доказательства, чтобы в поисках террористов разбомбить иностранное государство.

В Норвегии – другая крайность. Расстрелявший 77 человек Брейвик 21 год проведёт в условиях, приближенных к среднему отелю и собирается стать писателем. Расскажет в деталях, как готовил свой теракт.

Специалисты из Скотланд-Ярда, расследуя 7 лет назад взрывы в лондонском метро, унёсшие жизни 52 человек, сделали громкое заявление: «Если террорист уже вышел со взрывчаткой, остановить его почти невозможно. Это нужно делать до! Разговор идёт не о массовом слежении за людьми, а о работе профессионалов и человеческой бдительности. Если вы увидели подозрительную сумку на остановке или в метро – позвоните в милицию, привлеките внимание людей. И так со всем, что кажется вам странным. Не надо бояться выглядеть глупо. Конечно, эта сумка может быть начинена не тротилом, ну а если?! Для этого и нужны рамки, камеры видеонаблюдения и досмотр сумок».

Трагические события 11 апреля для Беларуси были исключительными. Это изменило нашу историю. Нас насильно вписали в террористическую карту мира. Что ж, реакция государства была такой, какой была. И здесь каждый решает сам: ликовать, как Америка в день убийства Усамы бин Ладена, или терпеть, как Норвегия, оберегающая своего Брейвика. А можно, как в Израиле, где с террористами намеренно не церемонятся. В любом случае – ответ должен быть внятный, хоть мы не конфликтный народ. Потенциальные преступники должны это знать.

Подписывайтесь на нас в Telegram