Регламент, господа!

Регламент, господа!

За рубежом всякие предвыборные истории не редкость. Они придают политической кампании особый колорит. Да и запоминаются. Правда, смешно от этого не всем.

Это предвыборный ролик одного из кандидатов в сенат США от штата Вирджиния (см. видео – прим. ред.). Гордый и независимый политик – так он себя позиционирует – убеждён, что ключ к светлому будущему Америки в создании новых рабочих мест. Это поможет улучшить жизнь сначала в городах, затем в округах, а потом и во всей стране. А сам кандидат… не удивляйтесь, это кот породы мейн-кун, и зовут новоиспечённого политика Хэнк.

У Хэнка есть свой сайт, странички в «Фейсбуке» и «Твиттере». И хотя его имя не значится в избирательных бюллетенях, Хэнк – независимый кандидат, его сторонники убеждены – кот может составить серьёзную конкуренцию республиканцу Джорджу Аллену и демократу Тиму Кейну. Американцев, похоже, ничуть не смущает ни повышенная волосатость потенциального конгрессмена, ни его склонность к воровству – начинающий политик не раз был пойман с поличным, когда таскал еду со стола. А вот обещание, что в случае победы Хэнка «молоко будет в каждой миске», согласитесь, обезоруживает. Обещаниям других политиков американские избиратели верят всё меньше. Если уж не хлеба, так хотя бы зрелищ.

Голый Ковбой, он же Роберт Берк, – один из сотни неофициальных кандидатов в президенты США – точно знает, чем завлечь избирателей. Он открыт для них и душой, и телом. В прямом смысле этого слова.

Из одежды – лишь белоснежные трусы, а в руках гитара. Романтичный образ, незамысловатые куплеты на тему, что «Голый ковбой – парень неплохой» приносят славу и деньги. И хотя вряд ли американцы хотели бы постоянно видеть своего лидера неглиже, у Роберта Берка есть уже не только поклонники, но и последователи. Эксперты уверены, что будь он официальным кандидатом, он вполне мог бы оттянуть часть голосов у основных сил. История доказывает, что народ любит своих героев, даже если они комичные.

На парламентских выборах 2010 года в Бразилии самым популярным кандидатом стал полуграмотный клоун по прозвищу Тиририка. Он покорил избирателей обещанием, что «Хуже уже не будет». Когда у потенциального политика спросили, что же делает федеральный депутат, он честно признался, что не знает. И добавил: «Проголосуйте за меня, и я выясню это для вас». За Тиририка отдали свои голоса миллион триста тысяч человек.

Прежде чем получить депутатский мандат, Франсиско Силва (это настоящее имя клоуна) пришлось сдать экзамен. Его обвинили в безграмотности. А по закону неграмотный человек не может стать членом бразильского парламента. Силва сумел доказать суду, что худо-бедно умеет читать и писать и достоин представлять интересы народа. Вот только сейчас, говорят, клоун смеётся гораздо реже.

Рекламный билборд с надписью «Узнала, что внук проголосовал за «Регионы», переписала хату на кота» в украинском городе Днепродзержинске за несколько месяцев обрёл национальную славу и стал хитом Интернета. Правда, сейчас его автору не до смеха. Поговаривают, что он объявлен во всеукраинский розыск. Нынешняя предвыборная кампания в Украине, по прогнозам политологов, может стать самой жёсткой за всю историю страны. Не зря в Киеве говорят: какая же это свадьба без драки, какие выборы без «чёрного» пиара? А если все честные и относительно честные способы выглядеть лучше своих конкурентов не работают, остаётся одно – подогревать к себе интерес скандалами и собирать компроматы на своих оппонентов. Стоят такие политтехнологии недёшево. Например, черновая запись предвыборного ролика кандидата в мэры Харькова. Её обнародовали спустя два года после записи накануне перевыборов в Верховную раду в 2007 году.

Поговаривают, что в своё время заказчики выложили за этот компромат около 100 тысяч долларов, но на его распространение не потратили ни копейки. Стоило лишь выложить в Интернет. Кстати, компрометирующее видео не повлияло на политическую карьеру Добкина. Скорее, наоборот, он стал звездой Интернета и к тому же губернатором Харьковской области.

Нынешняя политическая гонка в Украине также обещает быть зрелищной. В числе первых отличился лидер Радикальной партии Олег Ляшко. Благодаря своим эпатажным выходкам, политик приобрёл популярность и даже стал объектом пародий. На этот раз Ляшко заявил, что из его машины были украдены деньги и документы, необходимые для регистрации в ЦИКе. И обвинил в этом власть, которая якобы всячески препятствует оппозиционному кандидату. На следующий день один из киевских дворников обнаружил злосчастные бумаги. Но не зря говорят: ложки-то нашлись, но осадок остался. А предвыборная лапша нет-нет да и повиснет на ушах доверчивых избирателей.

Не меньшие политические страсти кипят и во время политических кампаний в соседней России. В 90-е годы избирательные кампании в России больше напоминали поле боя. Депутатские мандаты покупались, конкуренты отстреливались, предвыборные программы часто заменялись скандальными газетными статьями и видеосюжетами, умело состряпанными «чёрными» политтехнологами. Центризбирком России просто не успевал вовремя законодательно реагировать на появлявшиеся как грибы после дождя приёмы пиарщиков. Кроме того, почти двадцать лет в России в бюллетене для голосования можно было ставить любой знак. И только на последних парламентских выборах ЦИК ввёл ограничения: исключительно крестик или галочка. Анализ избирательного процесса показал, что отсутствие конкретного знака недобросовестные кандидаты умело используют в своих целях.

Сейчас российское избирательное законодательство меняется не реже, чем раз в четыре года. В ЦИКе создан специальный правовой отдел, который мониторит выборы в регионах и работает над законодательными казусами. Уже установлены достаточно жёсткие нормы, регулирующие порядок финансирования избирательных кампаний. Запрещено участие в выборах лицам, имеющим непогашенную судимость, определён предельный размер расходования средств из избирательного фонда. Перед кампанией 2011-2012 юридически была оформлена ответственность за скрытую или косвенную агитацию. Впрочем, зачастую это не мешает отдельным политикам превращать избирательную кампанию то в комедию, то в драму. А телевизионные дебаты в кулачные бои.

На фоне политических страстей, которые кипят за границей, избирательные кампании в нашей стране проходит достаточно скучно и вяло. Нынешняя кампания не исключение. Это признали даже в Центризбиркоме. Скромные агитационные листовки, редкие встречи с избирателями, примитивные попытки провокаций с призывами бойкотировать выборы – это, пожалуй, верх изобретательности наших кандидатов. И даже бесплатной возможностью участвовать в теледебатах воспользовались лишь единицы.

Надо отдать должное белорусскому менталитету – наши избиратели вряд ли проголосуют за хвостатого, голого или чемпиона по кулачным боям. И, тем не менее, люди ждут от своих кандидатов если уж не оригинальности, то хотя бы умения грамотно заявить о своих достоинствах. Увы, но далеко не все избиратели знают даже имена всех претендентов на депутатское место по своему округу. И это не значит, что народ не интересуется политикой. Скорее наоборот, далеко не все политики интересуются народом.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram