Система электронной оплаты на трассе М1 заработает летом 2013 года: цена вопроса – около $3 млрд

Система электронного сбора за проезд по дорогам не должна снизить транзитные потоки и затронуть интересы граждан. Новый проект всесторонне рассмотрели на совещании у Президента.
Видео проигрыватель is loading.
Текущее время 0:00
/
Продолжительность 0:00
Загрузка: 0%
Прогресс: 0%
Тип потока ОНЛАЙН
 
1x

Система электронного сбора за проезд по дорогам не должна снизить транзитные потоки и затронуть интересы граждан. Новый проект всесторонне рассмотрели на совещании у Президента.

Пригласили к обсуждению и австрийского инвестора, который будет такую систему внедрять в Беларуси. Александр Лукашенко все мнения выслушал и поручил проект доработать.

К качественным ровным дорогам вдоль белорусских транзитных коридоров привыкли большинство и местных водителей, и водителей-иностранцев. Но ремонт, модернизация и поддержание в должном состоянии дорожного полотна, как известно, стоит немалых денег. В европейских странах большинство расходов берут на себя главные потребители: за удовольствие быстрого, удобного и безопасного перемещения платят грузоперевозчики и владельцы транспортных компаний. Чтобы дороги были хорошими, они должны быть платными. Этот принцип в ЕС стал повсеместным правилом.

Правительство предлагает значительно повысить отдачу от транзита грузов через Беларусь, оборудовав главные магистрали страны электронными системами сбора платы за проезд. Такие решения – в их основе микроволны – уже работают во многих европейских странах: Австрии, Чехии, Польше, Италии, Франции. Найден и инвестор для проекта. Основанную более 100 лет назад, австрийскую компанию Kapsch справедливо считают лидером в этом сегменте рынка: в её портфеле более 140 таких проектов в 30 странах мира. Один из последних: оборудование платёжными терминалами трассы Москва – Сочи. С руководителем компании, а также с кураторами проекта встретился Президент. Александр Лукашенко не против новшества, но система должна соответствовать строгим требованиям.

Директор компании с такими условиями не спорит. К тому же программные и инженерные решения, внедрение системы сбора платежей и её эксплуатация – всё это инвестор берёт на себя. Прописано, что от трети до половины оборудования будет белорусского производства. Эрвин Топлак рассчитывает на поддержку Президента в создании правовой базы.

Эрвин Топлак, директор компании «Kapsch TrafficCom AG» (Австрия): «Прежде всего необходим указ Президента, чтобы получить решения соответствующих министерств. В июле следующего года система должна заработать».

Сначала электронными системами планируют оборудовать главную магистраль страны М1 – Е30, затем трассу до Национального аэропорта, и в завершении терминалы оплаты появятся на дорогах, соединяющих столицу с областными центрами.

Проект стоимостью €267 млн окупится за три года. Что касается технологии, оплачивать проезд будет удобно, для этого не нужно даже останавливаться. Требуется приобрести специальное устройство в виде небольшой коробочки. Это можно сделать на заправках или придорожных кафе. Машина с таким оборудованием в кабине проезжает через пункт оплаты, а электроника автоматически снимет с банковского счёта деньги за проезд. Пока на счету есть средства, можно двигаться.

Эрвин Топлак, директор компании «Kapsch TrafficCom AG» (Австрия): «Заправочные станции будут задействованы в распространении устройств и взимании платы. Специальные порталы будут идентифицировать нарушителей и уклонистов. Спецавто будут выявлять, а с нарушителями взаимодействовать».

В Беларуси пока существует лишь одна трасса, где при подъезде к шлагбауму с грузовиков и автомобилей с иностранными номерами требуют плату за проезд. Этот принцип сохранится и в будущем. Автомобили массой менее трёх с половиной тонн будут передвигаться по-прежнему бесплатно. Трасса М1 – Е30 в прошлом году принесла в бюджет $65 млн долларов. Прогноз этого года в полтора раза больше – $90 млн.

Технология шлагбаумов 1996 года уже устарела. Мимо бюджета проходит до 20% прибыли. Некоторые водители большегрузов не хотят платить и сворачивают на объездные просёлочные дороги, которые зачастую располагаются вблизи жилых кварталов. Местные жители жалуются: вместо тишины и покоя у дома шум и выхлопные газы.

Новая технология лишена этих проблем: чтобы сэкономить несколько евро, мало кто решится объезжать все 40 пунктов оплаты на трассе М1. К тому же разработчик обещает высокую эффективность взимания платы (на уровне 97%-99%), простоту эксплуатации, а также короткие сроки запуска системы. Терминалы на трассе М1 заработают уже летом следующего года.

Андрей Харковец, министр финансов Беларуси: «Мы не несём никаких затрат, инвестор берёт на себя $2 млрд 900 млн. По плану проект окупится за 20 лет».

Президент с предложенной концепцией согласился, но поручил дополнительно проработать механизм распределения прибыли от сборов. Кроме того, австрийский опыт может пригодиться и в других транспортных проектах Беларуси. Например, в разработке системы управления транспортными потоками в столице.

Средства от внедрения электронной системы оплаты за проезд министерство транспорта рассчитывает пустить на дальнейшую модернизацию дорог. Конечная цель – создание сети магистралей, которые будут соответствовать европейскому классу первой категории и станут сравнимы со знаменитыми немецкими автобанами.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram