Вилейскому водохранилищу угрожает обилие моторных лодок

Экологи обеспокоены состоянием Вилейского водохранилища. Претензии – к рыбакам, которые на лодках используют двигатели внутреннего сгорания. Из-за них в воду попадают бензин и масло. А ведь вода из Вилейско-Минской системы снабжает столицу.

Но пара лещей на крючок Валентина попалась. И это всё – на сегодня рыбалка закончена. Если в 6 утра здесь было ещё тихо, рыба лишь плескалась, то через несколько часов загудели двигатели лодок и водоём превратился в оживлённую трассу.

Рыбак рыбака не только видит, но и слышит издалека. «Лещатникам» и «поплавочникам» – так называют рыбаков с берега – остаётся лишь грозить вслед моторкам. Но это всё равно, что ловить на пустой крючок. Вот и собираются они по домам. Зато мотористов на водоёме – хоть отбавляй.

В свои рейды экологические инспекторы, спасатели, рыбнадзор и милиция выбираются регулярно. Но в последние месяцы на вилейской воде они проводят чуть ли не больше времени, чем на суше. Просто нарушителей стало больше. Особенно тех, кто приезжает на лодках с двигателями внутреннего сгорания.

Вилейское водохранилище – самый крупный искусственный водоём в стране, который привлекает большое количество рыбаков. По статистике, ежедневно сюда приезжают тысячи рыбаков. Большинство ловят с берега или с небольших островков. Есть и те, кто садится за вёсла, ставят парус или используют электрическую тягу моторок. Всё это не запрещено. А вот двигатели внутреннего сгорания – под запретом. Местные экологи бьют тревогу: по их мнению, угроза есть не только водоёму, но и здоровью людей.

За прошлый год в столицу перекачали 115 млн кубометров. Одна четверть – с маркировкой «техническая» – уходит на столичные предприятия, остальная вода – питьевая. Она поступает в квартиры Фрунзенского, Московского и частично Октябрьского районов. За год 700 тысяч минчан выпивают почти половину водоёма. И ощущения от того, что перед обработкой в воде находился бензин или масло, не самые приятные. Однако Минский водоканал уверяет, что вода абсолютно безопасна.

Анатолий Черноморец, первый заместитель директора предприятия «Минскводоканал»: «Для начала её обеззараживают жидким хлором. Затем вводится коагулянт – реагент, который освобождает воду от фитопланктона. Дальше вода проходит через фильтры. Затем наступает озонирование – вторичное обеззараживание хлором».

Кстати, специалисты столичного водоканала хоть сегодня готовы подключить отдельные микрорайоны к артезианским источникам. Резервы есть, денег на энергоносители – нет. Рыбак Олег с говорящей фамилией Рыбалко вилейскую воду не пьёт – живёт в Чижовке, которая запитывается как раз из подземных криниц. О запрете ничего не слышал. На первый раз, к счастью, обошлось без штрафа – ограничились предупреждением.

Зато у соседа по волне – предпринимателя Валерия – целый букет нарушений. У мужчины нет документов на лодку, спасательный жилет лежит на берегу и бензиновый двигатель. О запрете рыбак не слышал.

Александр Ольшевский, начальник инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Вилейского района: «Есть решение райисполкома 2010 года, которое запрещает использование лодок на бензиновых двигателях, поскольку водоём хозяйственно-питьевой и снабжает Минск водой».

Взаимоотношения рыбаков с инспекторами традиционно носят официально-настороженный оттенок. Стороны вежливы, но в момент поклёвки случается всякое. По словам инспекторов, самый действенный способ – штраф, который сегодня варьируется от Br400 тысяч до 2 млн.

Кстати, водохранилище – не единственное место в стране, где двигатели внутреннего сгорания под запретом. Не получится погонять на 13 водоёмах Витебской области и в Национальном парке «Браславские озёра». В Минской области ограничения коснулись не только водоёмов, но и рек,  в Гродненской красный свет зажгли перед всеми моторками. Зато в южной Беларуси поднимать волну можно абсолютно на всём – запрета нет.

Но сказать, что рыбаки не знают о запрете – значит слукавить. С марта на форуме Белорусского рыболовного интернет-клуба вовсю идёт полемика среди тех, кто «за» и «против» использования двигателей внутреннего сгорания. И виртуальный референдум, кстати, победителя не выявил. Голоса разделились примерно поровну. Так или иначе, пока с бензином на водоём нельзя. Как минимум до 2020 года. К этому времени Минск должны полностью обеспечить артезианской водой.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram