Беларусь увеличит поставки переработанных нефтепродуктов на российский рынок

Белорусские нефтепереработчики укрепились на украинском топливном рынке и теперь идут в Россию. Страна-импортёр продаёт бензин нефтяному экспортёру.

Беларусь увеличит поставки переработанных нефтепродуктов на российский рынок

Белорусские нефтепереработчики укрепились на украинском топливном рынке и теперь идут в Россию. Страна-импортёр продаёт бензин нефтяному экспортёру.

Бензин и дизель ЕВРО-5 – это уже белорусский стандарт. По уровню технологий белорусы примерно на пятилетку опережают своих российских коллег, не говоря уже про другие страны СНГ. Флагман нефтянки – Мозырский нефтеперерабатывающий завод – проводит финальный этап модернизации предприятия. Технологии – мировые.

Анатолий Куприянов, генеральный директор Мозырского нефтеперерабатывающего завода: «Последний этап модернизации нашего предприятия, который рассчитан до 2017 года, должен увеличить глубину переработки нефти до 89%, отбор светлых нефтепродуктов до 75%. Это основная задача проекта».

Светлые нефтепродукты дороже тёмных, но их потребление наносит меньший вред экологии, поэтому спрос на них будет только расти. Побочные продукты переработки также пускаются в ход, что делает «чёрное золото» почти безотходным энергетическим сырьём. Максимально достижимая глубина переработки нефти – 92%. За каждым процентом для переработчиков – миллионы долларов дохода.

Сейчас на МНПЗ идёт строительство установки вакуумной переработки мазута. Она позволит перерабатывать весь мазут предприятия в более дорогой продукт – вакуумный газойль, который используется для производства компонентов бензина. Срок окупаемости проекта – всего один год.

Нефтяные договоры в Едином экономическом пространстве дали дополнительные экономические бонусы белорусам. Даже выплачивая россиянам пошлину за экспорт светлых нефтепродуктов, мы оказались в выигрыше. Внутрироссийские цены на сырьё и современный уровень белорусской переработки стали базой для продвижения на новые рынки. Например, 15% экспорта уже приходятся на соседнюю Украину, и эта цифра растёт. Шесть устаревших украинских нефтеперерабатывающих заводов не в силах конкурировать с двумя белорусскими. В ближайшие годы мы полностью перейдём на выгодный экспорт только светлых нефтепродуктов.

Владимир Волков, заместитель председателя концерна «Белнефтехим»: «Для того, чтобы чувствовать себя устойчиво, нужно повышать количество и качество светлых нефтепродуктов за счёт уменьшения количества тёмных, я имею в виду мазут. Таможенные пошлины на мазут устанавливаются в размере ввозной пошлины на нефть, поэтому экспорт мазута может стать нецелесообразным».

Белорусское топливо хорошо продаётся в Нидерландах, Прибалтике, Италии, и география поставок только расширяется. Экспортный западный вектор белорусы теперь продублируют и на Восток. Возникла почти парадоксальная ситуация, когда мы готовы поставлять бензин и дизель на российский рынок.

Александр Демидов, заместитель генерального директора Белорусской нефтяной компании: «У нас появилась уникальная возможность в этом году начать поставки в ЕЭП, с целью увеличения поставок именно на российский рынок. Принято решение создать дочернюю компанию в России. Мы уверены, что в ближайшие два месяца компания заработает. Проект перспективный».

Пробные поставки белорусских нефтепродуктов в Россию начались ещё в сентябре прошлого года. Основные покупатели – предприятия приграничных областей, их привлекает европейское качество бензина и дизеля и цена, сопоставимая с российской. А для поставщиков отсутствие пошлин внутри Таможенного союза в разы перекрывают затраты на логистику. Но даже если гипотетически представить другие экономические условия, в том числе и более высокую цену на сырую нефть, белорусские нефтеперерабатывающие предприятия всё равно останутся рентабельными – мировая цена на светлые нефтепродукты с лихвой перекрывает затраты на их производство.

Подписывайтесь на нас в Telegram