«Тема дня»: зачем Беларуси сельское хозяйство?

В Беларуси новый министр сельского хозяйства. Директор агрокомбината «Дзержинский», одного из самых успешных сельхозпредприятий страны, Леонид Заяц секреты агробизнеса теперь будет распространять из министерского кабинета. За последние 4 года это уже четв
«Тема дня»: зачем Беларуси сельское хозяйство?
В Беларуси новый министр сельского хозяйства. Директор агрокомбината «Дзержинский», одного из самых успешных сельхозпредприятий страны, Леонид Заяц секреты агробизнеса теперь будет распространять из министерского кабинета. За последние 4 года это уже четвёртый министр. Такой жёсткой ротации другие ведомства не знают. Всё дело в том, что сельскому хозяйству в нашей стране уделяется самое пристальное внимание. Почему?

За последние 10 лет Беларусь потратила на подъём сельского хозяйства 40 миллиардов долларов. Цифра колоссальная, отрасль, наверное, самая затратная. Стоит ли овчинка выделки?

На кадрах из белорусских магазинов 90-х годов – консервы, ни молока, ни мяса, колбаса – страшный дефицит. Колхозы развалены, частных ферм ещё нет. Тогда помочь сельскому хозяйству государство было не в состоянии – казна было почти пуста. Всё, что могли, тратили на поддержание промышленности, чтобы заводы окончательно не остановились. И только через десять лет появилась возможность помочь белорусскому селу. Сначала отстройка ферм, потом инфраструктура – агрогородков. Параллельно оживали заводы, обновляя агротехнику.

Сегодня урожай в девять миллионов тонн зерна не кажется заоблачным. Понять можно в сравнении: 15 лет назад для Беларуси пять миллионов тонн были невероятной цифрой.

Переводя общее на жизнь каждого белоруса, становится понятно – с каждым годом мы выращиваем больше зерна, овощей и мяса. А значит, можем больше продавать на внешние рынки.

Производство основных продуктов сельского хозяйства (килограммов/на душу населения):

 
1995 год
2000 год
2005 год
2011 год
Зерно
540        
487
664
884
Овощи
101        
138
208
209
Мясо
64          
60
72
108
Молоко
497        
450
587
687

Это и называется продовольственная безопасность. Когда почти все продукты производятся дома. А излишки – продаются.

Мало кто из стран-соседей Беларуси приближается к таким цифрам. Солнечная, чернозёмная Украина вынуждена закупать извне 40% продуктов, Россия ещё больше – 45%.

Вообще маленькая 10-миллионная Беларусь по производству молока на душу населения на 1 месте среди стран СНГ и четвёртом в Европе. А по данным ООН, занимая в мире 0,15% территории и имея 0,17% населения, Беларусь производит больше 6% льноволокна, почти 3% – картофеля, почти процент мирового производства молока.

Сельское хозяйство Беларуси уже двадцать лет идёт по одному курсу. Менялись только акценты – как только наладили выращивание зерна, тут же взялись за производство мяса. Потом молока. Сыр, творог. Всё постепенно. Сейчас один из проектов – выращивание подсолнухов в Гомельской области. Задача – отказаться от импорта и обеспечить страну своим подсолнечным маслом.

У Беларуси нет газа, нефти или алмазов. Наше богатство – это молоко, мясо и картофель, торговля которыми уже сегодня приносит в бюджет больше, чем продажа калийных удобрений и даже нефтепереаботка. Если 10 лет назад экспорт продуктов приносил пятьсот миллионов долларов, то в этом году прогноз заработков – 7 миллиардов.

И здесь очень важно, что в экспорте, а значит, и доходах Беларусь никто не ограничивает. Как это происходит в соседнем Евросоюзе, где централизованно решается, что за продукты и в каком объёме будет производить каждая страна. В общей аграрной политике ЕС, конечно, есть плюсы – это денежная помощь, но есть и минусы.

Сельское хозяйство Латвии уже давно не мощная отрасль, какой была в советские времена, когда она кормила не только себя, но и соседние регионы. Сегодня в республике не обрабатывается большая часть пахотных земель, ликвидированы практически все некогда процветающие хозяйства-миллионеры, а продукция местных производителей не в состоянии конкурировать с импортной даже на внутреннем рынке.

Всё это результат политики латвийского руководства последних лет, целенаправленно выполняющего указания Евросоюза, – уверены евроскептики. А сами условия вступления в ЕС означали крах сельского хозяйства страны.

Нормундс Гростиньш, лидер движения «Евроскептики»: «Мы должны были сразу открыть свой рынок для любого европейского импорта и в результате уничтожить такие свои традиционные отрасли, как сахарное производство, например. Два крупных сахарных завода были закрыты после того, как им в Брюсселе определили квоту на производство, очень маленькую. Заводы стали нерентабельными и были сразу снесены. А заодно снесены и котельные, отапливающие близлежащий город».

Похожие сценарии были разыграны для животноводства, молочного хозяйства и прочих отраслей сельского хозяйства. Взамен латышам предложили свободно торговать на европейском рынке, но их продукция оказалась неконкурентоспособной.

Нормундс Гростиньш, лидер движения «Евроскептики»: «Те же голландские крестьяне получают в шесть раз больше евросубсидий, чем латвийские! О какой конкуренции можно говорить? Поэтому у нас все магазины завалены не местной, а голландской морковкой. Им это выгодно, даже с учётом транспорта».

Европейские квоты на лов трески и кильки в Балтике сделали нерентабельным рыболовецкий флот. А знаменитые латвийские шпроты попали под запрет из-за высокого содержания бензопирена, который образуется при их копчении. Мясо и молоко латвийского производства в магазинах дорожают с каждым днём, уступая место всё более дешёвому импорту.

Наполеоновские планы Латвии завалить своей сельхозпродукцией всю Европу остались в далёких 90-х годах. Неудачно была проведена аграрная реформа, когда были ликвидированы большие колхозы, умеющие работать и зарекомендовавшие себя. А мелкие хозяйства, которые пришли им на смену, даже не смогли сформировать пакет предложений, который смог бы заинтересовать тот же российский рынок, где латвийскую продукцию знали и любили. В отличие от ЕС, где латышские продукты неизвестны и не нужны, у них своих с переизбытком.

Ну и, пожалуй, главное. Зачем нам столько ферм, полей и теплиц? Ведь нужно понимать, что собранные с земли деньги – это покупка того, что в стране не производится: медицинского оборудования, редких лекарств, технологий для промышленности. Поэтому и идёт борьба за намолоты и надои. Поэтому Президент и облетает поля на вертолёте – ведь сверху всё видно: где начинается поле – через обочину или через километр бурьяна. Поэтому и выезжает на места – на бумаге цифры никогда не отразят реального положения дел. Учёные говорят, что и намолоты, и надои в стране могли бы быть больше. Если бы маленькие хозяйства, средние фермы чётко соблюдали все рекомендации – в содержании скота, покупке удобрении, обработке полей – за всем этим надо следить. Несомненно, это обязательно отладится. Ведь у нас внедряется диктатура. Диктатура производства.

Это была сельскохозяйственная «Тема дня», которая в Беларуси всегда будет оставаться первым номером в сводке новостей.

Подписывайтесь на нас в Telegram