Острова сокровищ

16 августа в Минске, в Национальном художественном музее, открылась выставка «Королевские сокровища: европейские шедевры с 1600 по 1800 годы». Экспозиция приехала к нам из Великобритании – из Музея Виктории и Альберта, и белорусы – первые на территории ко
Острова сокровищ

16 августа в Минске, в Национальном художественном музее, открылась выставка «Королевские сокровища: европейские шедевры с 1600 по 1800 годы». Экспозиция приехала к нам из Великобритании – из Музея Виктории и Альберта, и белорусы – первые на территории континентальной Европы, кто видит эту экспозицию. И последние. Почему?

Начало схожее и советского мультфильма «Остров сокровищ», и британской выставки. Что пересекла Ла-Манш. Во французском порту Кале пути «сокровищ Острова» развели, в целях безопасности. Два грузовика двигались с Запада на Восток с разницей в сутки. Четвёртого августа почти девяносто шедевров объединись в центре Старого Света.

Элиз Лобб, координатор проектов Музея Виктории и Альберта (Лондон): «Сеул (Корея), Перт (Австралия), Оклахома-Сити (США) и, наконец, Беларусь. Ваша страна первая и последняя в континентальной Европе, где Музей Виктории и Альберта покажет свои «Королевские сокровища, Отсюда они вернутся в Лондон навсегда».

Четыре месяца – сродни олимпийским рекордам. Настолько быстро гостевые экспозиции к нам… да никогда! Специалисты Национального художественного музея штудировали международное культурное законодательство. Музей впервые получил лицензию CITES. То есть право на временный ввоз предметов из того же панциря черепахи. Его, например, содержит рама эскиза «Война и Победа» Рубенса.

Светлана Прокопьева, куратор выставки (Минск): «Здесь уже была продумана изначально та концепция, как можно максимально объёмно, максимально доступно и максимально расширено представить данный предмет на обозрение зрителям. Это одна из пятнадцати сохранившихся до сегодняшнего дня гитар, выполненных немецким мастером Тильке. Насколько мне известно, только шесть из них находятся в коллекции Музея Виктории и Альберта».

В Беларуси у выставки сразу две площадки. Сорок девять шедевров осели в столице. Включая тот, что первым показался из ларца: парадные стальные перчатки XVII века, заказ для сыновей испанского короля Филиппа III. Под гостей в Национальном художественном музее демонтировали постоянную экспозицию искусства стран Востока, триста квадратных метров.

Тридцать четыре сокровища принял возрождённый Несвижский замок. В трёх – самых парадных помещениях. Так, Золотой зал уступил Юрий Радзивилл. Возможно, кисти великого немецкого мастера эпохи Возрождения Лукаса Кранаха Старшего. Портрет – лучший образец княжеской галереи. Её, по легенде, создавал Рембрандт. Убрали на время выставки из кабинетов в запасники и всемирно известные Слуцкие пояса.

Наталья Жерко, куратор выставки (Несвиж): «Желательно не притрагиваться. Каждая витрина оборудована сигнализацией. Минимализировали все щели. Где необходимо, герметики дополнительно добавляются. Где необходимо –  силикагель специальный, который влажность может немножечко сдерживать».

Кстати, о влажности. И других экспонюансах. Впервые условия «временной регистрации» сокровищ проверяли лондонские агенты по безопасности. Лишь «после» аудита Договор аренды серебряного «Кубка Лютера» (реформатора Германии) скрепили подписи директоров, английского и белорусского.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Канешне, для нас важна не толькі прымаць выстаўкі, але і актыўна пазіцыяніраваць свае калекцыі. Менавіта сваё, нацыянальнае мастацтва. Мы далі сваю прапанову, дарэчы, у Мастацкую галерэю Ватыкана, зрабіць выстаўку праваслаўных і каталіцкіх абразоў. Такая выстаўка ў нас падрыхтавана».

Лондонская кочующая выставка, как и роман англичанина Стивенсона (про остров сокровищ), состоит из частей. Пяти, тематических: монархи-покровители (смотрим табакерку Карла Первого), короли-солдаты (здесь портрет Петра Великого с арапчонком), набожные правители (бюст римского Папы Иннокентия Десятого). Два финальных раздела: что украшало (без португальских топазов никак) и что окружало «сильных мира» того.

«Белорусские сокровища за рубежом» – собрано Адамом Мальдисом. Страница сто семьдесят третья: статья «Престол Слуцких князей…» из слоновой кости, до сих пор ищут. Цитируем: «Мне сказали, что он, скорее всего, находится в Музее Виктории и Альберта». Однако когда профессор гостил в Лондоне, объект был закрыт.

Из близкого «нам» на гостевой выставке – шёлковая ткань, что украшала дворец испанского короля Карла IV. Сделана во французском Лионе. Где в то же время ткались пояса по типу Слуцких.

Сергей Климов, директор Национального музея-заповедника «Несвиж»: «Открыли замок и получили. Безусловно, это колоссальный просто опыт. Мы уже провели предварительные переговоры с нашими коллегами в Польше и Литве и хотели бы сделать такую очень масштабную выставку Радзивиллов. Подобную той, что была по Сапегам в Вильнюсе».

Чего же не увидим на этом вернисаже? Не довезли по каталогу мраморную балюстраду весом полторы тонны, французские настенные панели, бальное платье английской герцогини, трёхметровый индийский ковёр. И грандиозный гобелен. Принадлежал когда-то монарху Речи Посполитой Августу Второму Сильному. Он громил шведов в Северную войну.

Виктор Кураш, заместитель министра культуры Беларуси: «Безусловно, собрать то, что бы хотелось, наверное, сиюминутно невозможно. Поэтому очень здорово, что проходят такие выставки».

К слову, не дешёвые. По данным (неофициальным) цена выставки – около полумиллиона долларов, наличными. Это и упаковка, и доставка. Говорят, впервые в музейной истории Беларуси заплатят и за прокат шедевров. Сумму страховки выставки эксперты оценивают в районе пятидесяти миллионов. Тех же долларов. Условия – как для Национального музея искусств США в Оклахома-Сити.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Зараз мы актыўна працуем з нашымі спонсарамі, створаны Апякунскі савет пры нашым музеі. І, канешне, для нас вельмі важна, каб і прыватнае партнёрства было разам з дзяржаўным».

Билеты на выставку – социальные. Национальный художественный – пятьдесят тысяч за проход по всей экспозиции музея. Несвижский замок – семьдесят тысяч – исторический комплекс полностью. Не хотите? Тогда «Королевские сокровища» отдельно – двадцать тысяч. А как это в уже «нетуманном Альбионе»?

Бет Маккиллоп, заместитель директора Музея Виктории и Альберта (Лондон): «В государственных коллекциях Великобритании вход на постоянную экспозицию – даром. Посетители платят лишь за временные, гостевые выставки. Система оправдала себя. Ежегодно Музей Виктории и Альберта посещает до трёх миллионов человек. А прибыль мы получаем от нашего ресторана, сувенирных магазинов, меценатов».

А также таких передвижных проектов. Опыт стоит перенять. Кстати, Виктория и Альберт – принц и королева. Та, что правила Великой Британией почти шестьдесят пять лет. И называли её «Бабушкой Европы». Выставка шедевров в Беларуси до четвёртого ноября. ОНТ – главный информационный партнёр экспозиции в двух городах.

Подписывайтесь на нас в Telegram