«Тема дня»: Свой выбор

В Беларуси началась регистрация кандидатов в депутаты. Тех, кто собрал в свою поддержку тысячу подписей, кого выдвинула политическая партия или трудовой коллектив. Пока Центризбирком проверяет подлинность автографов и легитимность партийных и общественных
«Тема дня»: Свой выбор
В Беларуси началась регистрация кандидатов в депутаты. Тех, кто собрал в свою поддержку тысячу подписей, кого выдвинула политическая партия или трудовой коллектив. Пока Центризбирком проверяет подлинность автографов и легитимность партийных и общественных выдвиженцев – у кандидатов в кандидаты ещё есть время, чтобы внести в свои программы полезные коррективы.

Если сравнивать с предыдущими парламентскими выборами, то 4 года назад в депутатское кресло хотели сесть 365 человек. Сегодня кандидатов уже почти 500. То есть средний конкурс – как в хорошем вузе: до 5 человек на место.

Для борьбы все условия за счёт казны: выступление по государственному телевидению и радио – дебаты, полосы газет. От государства – даже помещения для проведения встреч с избирателями. В отличие от прошлых выборов, когда нужно было ходить за подписями по квартирам, теперь пикеты можно выставлять прямо на улицах.

Теперь у каждого кандидата может быть личный финансовый фонд. Это ещё одно нововведение. Кстати, такие возможности у кандидатов есть не во многих странах.

Гость в студии – заместитель декана факультета международных отношений БГУ Андрей Русакович.

Из каких средств формируются фонды кандидатов в других странах? Есть ли возможность привлекать на агитацию деньги из-за границы? Кандидат получил деньги на агитацию, потратил их, а потом снялся с выборов? В некоторых государствах за призыв бойкотировать выборы и даже за то, что не пришёл голосовать, можно получить серьёзные неприятности?

Ответы на эти вопросы – в видеоверсии «Темы дня».

Рассмотрим ещё одну претензию, которую предъявляют белорусским выборам. В некоторых газетах сейчас обсуждается цифра – 0,09%. Утверждается, что именно столько оппозиционных представителей включены в участковые избирательные комиссии. Много это или мало? Особенности этой арифметики мы попросили разъяснить в ЦИКе.

Николай Лозовик, секретарь Центральной комиссии Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов: «Давайте задумаемся, а сколько у нас представителей этих оппозиционных партий вообще в обществе? Если в целом 15 политических партий и их численность 1200-1400 человек, то процент от общего количества граждан в сотни и тысячи раз меньше, чем названная цифра».

То есть получается, что 0,09% это даже много. Политические партии у нас действительно немногочисленные. Возглавляющие список оппозиционные (Либерально-демократическая партия, ОГП, БНФ и Справедливый мир) окунули в избирательную кампанию около двухсот человек! Но их популярность измеряется, конечно, не количеством кандидатов.

Теперь про наблюдателей. После крушения социалистического блока в 1991 году появилось Бюро по свободным выборам, позднее – Бюро по демократическим институтам и правам человека с трудно произносимой аббревиатурой БДИПЧ. Учредили его, чтобы «формировать традиции проведения свободных и демократических выборов в посткоммунистических государствах». Даже название придумали красивое – страны «молодой демократии». Это про нас в том числе. Так и стали наблюдать за нашими выборами. Но не за своими. В страны «старой демократии» международные наблюдатели до 2002 года вообще не направлялись. То есть их выборы автоматически считались демократичными. Хотя и после 2002 года их домашнее наблюдение вызывает больше вопросов.

Например, на парламентские выборы в Великобритании БДИПЧ прислало 10 экспертов, в Германию и Венгрию – вообще никого. При этом в Беларусь, Россию и Казахстан присылаются тысячные армии наблюдателей. А вот в Германии, Великобритании, Японии, Австрии, Швейцарии и даже США присутствие на избирательных участках иностранцев вообще запрещено. На предыдущих президентских выборах в Штатах, несмотря на массовые нарушения при подсчёте голосов и сбои компьютерной системы, выборы получили похвальную оценку со стороны ОБСЕ, хотя наблюдателей просто не пустили на избирательные участки.
 
Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «На столе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе лежит предложение ОДКБ. И Россия, и Беларусь были активными соавторами этого предложения. Предложения о том, чтобы одобрить базовые принципы наблюдения за общенациональными выборами в государствах-участниках ОБСЕ. Это бюро, будучи уполномоченным на осуществление такой работы, не имеет чётких правил, которые бы лежали в основе наблюдения за выборами и которые опирались бы на единый стандарт, а не на двойные стандарты, как это происходит сейчас. К сожалению, наши западные партнёры категорически отказываются обсуждать такие правила».

Ввести единые правила «западным учителям» всё чаще предлагают и украинские специалисты. Аргументация простая: раз вы собираетесь нас учить, то покажите всё на своём примере.

Евгений Копатько, политолог ( Украина): «Касательно Беларуси, то у вас больший аспект политизации. Наблюдатели довольно часто выполняют функции тех, кто поддерживает оппозиционные силы, но это элемент вашей политической жизни, в которой они участвуют и выполняют действительно какие-то функции. Здесь объективности не будет, не потому что они плохие, а потому что ситуация такая».

Дмитрий Выдрин, политолог, международный наблюдатель: «Надо не бояться наблюдателей, а приглашать их, давать им возможность быть где угодно, понимать, что они легитимизируют выборы, а также власти будет полезно иметь объективную картину. Но при этом надо проверять этих людей. Вот я приезжаю в Узбекистан, сразу иду в ЦИК, где мне устраивают маленький экзамен, хотя они и знают, что я был наблюдателем на прошлых выборах, но за 4 года многое изменилось».

Кстати, есть даже специальный термин – «Агриман». Это, когда в страну приезжает иностранный посланник – его для начала принимающая сторона должна одобрить. От ОБСЕ как раз всё наоборот. Например, в Беларуси на предстоящих парламентских выборах Главой европейских наблюдателей назначен радикал Маттео Мекаччи. Этот итальянский политик уже давал оценку выборам в России и Казахстане. Негативную, конечно. А ещё Мекаччи выступает за однополые браки и повсеместное разрешение абортов. Интересно, пустили бы его с таким уставом в консервативно-католическую Польшу? А мы ничего, терпим. Пусть наблюдает.

А для кандидатов в Парламент этот сезон обещает стать самым горячим в депутатской гонке. Тогда это обязательно будет нашей «Темой дня».

Подписывайтесь на нас в Telegram