В понедельник Министерство энергетики Беларуси подписало договоры с турецкой компанией на строительство двух гидроэлектростанций – в Бешенковичах и Верхнедвинске. Цена проектов – более 300 миллионов долларов.
Проект – частно-государственный. Такая схема широко применяется в мировой практике, но в Беларуси, как сообщается, используется впервые. Сначала для инвестора выделят площадки, на которых он возведёт станции. Затем в течение 30 лет турецкая компания будет продавать электроэнергию по сниженной цене. После чего обе станции станут белорусской собственностью.
Хороший пример взаимовыгодного сотрудничества. Но, тем не менее, белорусско-турецкие экономические отношения оставляют желать лучшего. Точнее, они могут и, наверное, должны развиваться более динамично и эффективно.
Улица Истикляль – в переводе с турецкого «независимость» – не только одна из главных стамбульских достопримечательностей, но и один из символов турецкого благосостояния. Туристы со всей планеты приезжают сюда полюбоваться достопримечательностями и, сделав покупки в сотнях местных магазинов, пополнить турецкую казну. Буквально за несколько лет из банального «купи-продай» турецкие власти и бизнес создали ещё одну модную и современную стамбульскую достопримечательность – «фестиваль шопинга».
В дни фестиваля одна из стамбульских достопримечательностей – улица Истикляль – особенно многолюдна. Помимо тысяч туристов, сюда едут ещё и любители шопинга со всей планеты. И манят их сюда не только витрины магазинов, но и весьма привлекательные скидки.
Вслед за Стамбулом подобный фестиваль стали проводить и в Анкаре. Повод для подражания – экономическая выгода. В этом году, и это лишь предварительные оценки, общая прибыль от двух фестивалей шопинга превысила $5.5 миллиардов.
Мехмет Тюркер, глава торговой палаты г. Анкара (Турция): «Много это или мало, сложно сказать. Для сравнения, примерно в такую же сумму Украине обошёлся футбольный «Евро» 2012 года. Кстати, насколько я знаю, в этом году у нас было намного больше гостей из Беларуси. Пока это, конечно, в основном только покупатели. Но мы открыты к сотрудничеству. Я бы сам не прочь купить что-нибудь белорусское. Ну, вот, например, тот же белорусский лён. На мой взгляд, весьма качественный товар».
Наслышаны о качестве белорусского льна и в стамбульском университете «Айдын». Будущие турецкие модельеры свои пробные коллекции в египетском стиле шьют, вполне возможно, из белорусского сырья.
Кстати, этот стамбульский вуз один самых многочисленных – 8 факультетов и 17 тысяч студентов. Университет сотрудничает с тремя сотнями вузов планеты. Беларуси в этом списке пока нет, но есть интерес к сотрудничеству.
Ядигар Измирли, ректор университета «Айдын» (Турция): «Я думаю, можно было бы начать с языковой подготовки. В Турции растёт количество желающих учить русский язык. А у вас два государственных языка и хорошая языковая школа. Думаю, мы смогли бы найти общий язык. В замен мы можем предложить вашим студентам изучение турецкого, нашу техническую базу, лаборатории».
И качество, и стиль обучения в этом вузе – всё по международным стандартам. Вот лаборатория исследования качества продуктов питания, а это уже нанотехнологии, робототехника и современное автомобилестроение (см. видео – прим. ред.).
В сфере автомобилестроения Турция – одно из наиболее развитых государств и Европы, и Азии. Ежегодно турецкие заводы мировых автобрендов выпускают сотни тысяч автомобилей, первое место в Европе занимает страна и по изготовлению автобусов. Попасть на местный авторынок – уже событие. И белорусам это удалось. В Измире уже начали выпускать наши МАЗы.
Игорь Белый, Генеральный консул Беларуси в г. Стамбул (Турция): «Мы активно работаем над проектом по сборке наших МАЗов в Измире, мы уже поставили туда два машинокомплекта, машины собранны. Идут испытания также над сборочным производство наших тракторов «Беларус» в Токати. Это довольно сложный турецко-российско-белорусский проект, но мы надеемся, что в ближайшее время он будет реализован».
Оба эти проекта, по сути, – примеры будущего евразийского экономического объединения. Того самого, о котором говорил Президент, – от Лиссабона до Владивостока. И в данном случае через стамбульский Босфор Европа оказывается ближе. Турция – один из основных партнёров ЕС, но в отношениях с Беларусью Анкара, в отличие от Брюсселя, делает акцент не на политические амбиции, а на экономическую целесообразность. В итоге турецкий рынок для нас это пусть и не «шёлковый», но зато беспошлинный путь в Европу. Турция и ЕС хоть и разделены многочисленными разногласиями, но зато объединены Таможенным союзом.
Валерий Колесник, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Турции: «Создание совместных предприятий – это гораздо выгоднее, чем прямые поставки. С прямыми поставками очень сложно проникнуть на турецкий рынок… Что касается машиностроения и тракторостроения… Турция находится в Таможенном союзе с ЕС, и ставки таможенных пошлин довольно высокие для тех, кто находится за пределами этого союза. Если мы говорим о том, что можем наладить здесь сборку, то соответственно и налоговые льготы у нас, и себестоимость продукции будет ниже, и она более конкурента».
Сотрудничество с Турцией для Минска это не только европейский, но и, конечно же, азиатский вектор. Ведь фактически разделяющий две части света Босфор экономически их объединяет.
Для Беларуси Турция, и в частности Стамбул (а это как-никак более 60% турецкой экономики), – пожалуй, самый оптимальный путь из Европы в Азию. Здесь через Босфор от азиатского берега до европейского в буквальном смысле слова рукой подать.
Ещё несколько лет назад западный акцент в Турции преобладал. Если в 2004 году более 70% населения стремилось к вступлению в ЕС, то сегодня турецких еврооптимистов вдвое меньше. Экономический, политический, в конце концов, туристический акцент с западного во многом сместился на восточный. И это почувствовали даже владельцы уличных магазинчиков.
Ремзи Силик, владелец магазина сувениров (Турция): «Европейцы стали покупать намного меньше и, главное, дешевле. И если раньше основной доход был от туристов из Западной Европы, то сейчас, наоборот, больше людей с востока. Россияне, украинцы, белорусы. Из этих стран гостей стало намного больше, и платят они больше.
Ещё одно направление, интересное как Беларуси, так и Турции – Африка. О том, какими темпами Турция идёт на «чёрный» континент, говорит рост количества турецких дипмиссий в африканских странах.
Валерий Колесник, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Турции: «Три года назад было только 12 представительств Турции в африканских странах. Сегодня уже 33. У них есть не только дипломатическая поддержка, но и логистическая. Если взять этот компонент и наш интерес, то со стороны Турции и территории Турции мы можем ходить, куда по объективным причинам очень тяжело попасть».
Растёт и количество совместных белорусско-турецких компаний. Новый импульс развитию экономического сотрудничества в 2009 году придал политический диалог на высшем уровне. Александр Лукашенко посетил Турцию с рабочим визитом. Тогда на встречах с турецким президентом и премьером обсуждались те перспективы, что сегодня уже воплощены в жизнь.
Гюрсел Онгерен, сопредседатель белорусско-турецкого совета делового сотрудничества (Турция): «В Беларуси много товаров и технологий, которые могут успешно продаваться за рубеж. Много высокотехнологичных товаров. Это особенно касается грузовиков, тракторов, карьерной техники. И эти проекты уже реализуются».
В 2008 году в Беларуси было лишь 28 компаний с турецким капиталом, сейчас уже около 250. Со вступлением страны в Единое экономическое пространство с Россией и Казахстаном их количество будет только увеличиваться. Растёт и число наших представителей в Турции. Если 4 года назад в Турции была лишь одна белорусская компания, то сегодня их уже 35. Созданы необходимая правовая база, благоприятный политический фон сотрудничества. Но для дальнейшего диалога межправительственных и межведомственных соглашений, конечно же, мало. Чтобы выгодно работать с турецким бизнесом, нужно двигаться с одинаковой скоростью. А местный бизнес во многом похож на стамбульское дорожное движение. Особенно в центре оно столь быстрое и хаотичное, что чувствовать себя здесь уверенно сможет далеко не каждый.
Валерий Колесник, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Турции: «Турецкий бизнес весьма динамичный. Если есть какие-то бизнес-идеи, он их очень быстро прорабатывает. У нас как-то замедленно, на проработку очень много времени тратится, и действительно это становится одной из основных причин, почему не все идеи воплощаются в жизнь. Турецкий бизнес привык действовать самостоятельно».
По мнению турецких экономистов, умение быстро принимать решения как в среде бизнеса, так и в эшелонах власти во многом и помогло их стране добиться и поддерживать экономический рост. Турция сумела сделать выводы из пережитых экономических кризисов. И сегодня эта прививка помогает турецкой экономике быть стабильной, несмотря на мировой экономический вирус.
Перспективы белорусско-турецкого экономического сотрудничества более чем масштабны. Уже сегодня товарооборот между странами – без малого полмиллиарда долларов. И по мнению специалистов, он будет только увеличиваться, особенно если учесть турецкие амбиции по экономическому развитию станы. К 2023 году, а это будет столетие со дня образования Турецкой республики, страна намерена войти в десятку сильнейших экономик планеты.
Уже далеко за полночь, а стамбульская улица Истикляль даже не собирается спать. Восточная торговая ночь плавно перетекает в новое торговое утро. И если сейчас на стамбульских шопинг-моллах знают лишь наших покупателей, то, возможно, в будущем познакомятся и с нашими товарами.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Проект – частно-государственный. Такая схема широко применяется в мировой практике, но в Беларуси, как сообщается, используется впервые. Сначала для инвестора выделят площадки, на которых он возведёт станции. Затем в течение 30 лет турецкая компания будет продавать электроэнергию по сниженной цене. После чего обе станции станут белорусской собственностью.
Хороший пример взаимовыгодного сотрудничества. Но, тем не менее, белорусско-турецкие экономические отношения оставляют желать лучшего. Точнее, они могут и, наверное, должны развиваться более динамично и эффективно.
Улица Истикляль – в переводе с турецкого «независимость» – не только одна из главных стамбульских достопримечательностей, но и один из символов турецкого благосостояния. Туристы со всей планеты приезжают сюда полюбоваться достопримечательностями и, сделав покупки в сотнях местных магазинов, пополнить турецкую казну. Буквально за несколько лет из банального «купи-продай» турецкие власти и бизнес создали ещё одну модную и современную стамбульскую достопримечательность – «фестиваль шопинга».
В дни фестиваля одна из стамбульских достопримечательностей – улица Истикляль – особенно многолюдна. Помимо тысяч туристов, сюда едут ещё и любители шопинга со всей планеты. И манят их сюда не только витрины магазинов, но и весьма привлекательные скидки.
Вслед за Стамбулом подобный фестиваль стали проводить и в Анкаре. Повод для подражания – экономическая выгода. В этом году, и это лишь предварительные оценки, общая прибыль от двух фестивалей шопинга превысила $5.5 миллиардов.
Мехмет Тюркер, глава торговой палаты г. Анкара (Турция): «Много это или мало, сложно сказать. Для сравнения, примерно в такую же сумму Украине обошёлся футбольный «Евро» 2012 года. Кстати, насколько я знаю, в этом году у нас было намного больше гостей из Беларуси. Пока это, конечно, в основном только покупатели. Но мы открыты к сотрудничеству. Я бы сам не прочь купить что-нибудь белорусское. Ну, вот, например, тот же белорусский лён. На мой взгляд, весьма качественный товар».
Наслышаны о качестве белорусского льна и в стамбульском университете «Айдын». Будущие турецкие модельеры свои пробные коллекции в египетском стиле шьют, вполне возможно, из белорусского сырья.
Кстати, этот стамбульский вуз один самых многочисленных – 8 факультетов и 17 тысяч студентов. Университет сотрудничает с тремя сотнями вузов планеты. Беларуси в этом списке пока нет, но есть интерес к сотрудничеству.
Ядигар Измирли, ректор университета «Айдын» (Турция): «Я думаю, можно было бы начать с языковой подготовки. В Турции растёт количество желающих учить русский язык. А у вас два государственных языка и хорошая языковая школа. Думаю, мы смогли бы найти общий язык. В замен мы можем предложить вашим студентам изучение турецкого, нашу техническую базу, лаборатории».
И качество, и стиль обучения в этом вузе – всё по международным стандартам. Вот лаборатория исследования качества продуктов питания, а это уже нанотехнологии, робототехника и современное автомобилестроение (см. видео – прим. ред.).
В сфере автомобилестроения Турция – одно из наиболее развитых государств и Европы, и Азии. Ежегодно турецкие заводы мировых автобрендов выпускают сотни тысяч автомобилей, первое место в Европе занимает страна и по изготовлению автобусов. Попасть на местный авторынок – уже событие. И белорусам это удалось. В Измире уже начали выпускать наши МАЗы.
Игорь Белый, Генеральный консул Беларуси в г. Стамбул (Турция): «Мы активно работаем над проектом по сборке наших МАЗов в Измире, мы уже поставили туда два машинокомплекта, машины собранны. Идут испытания также над сборочным производство наших тракторов «Беларус» в Токати. Это довольно сложный турецко-российско-белорусский проект, но мы надеемся, что в ближайшее время он будет реализован».
Оба эти проекта, по сути, – примеры будущего евразийского экономического объединения. Того самого, о котором говорил Президент, – от Лиссабона до Владивостока. И в данном случае через стамбульский Босфор Европа оказывается ближе. Турция – один из основных партнёров ЕС, но в отношениях с Беларусью Анкара, в отличие от Брюсселя, делает акцент не на политические амбиции, а на экономическую целесообразность. В итоге турецкий рынок для нас это пусть и не «шёлковый», но зато беспошлинный путь в Европу. Турция и ЕС хоть и разделены многочисленными разногласиями, но зато объединены Таможенным союзом.
Валерий Колесник, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Турции: «Создание совместных предприятий – это гораздо выгоднее, чем прямые поставки. С прямыми поставками очень сложно проникнуть на турецкий рынок… Что касается машиностроения и тракторостроения… Турция находится в Таможенном союзе с ЕС, и ставки таможенных пошлин довольно высокие для тех, кто находится за пределами этого союза. Если мы говорим о том, что можем наладить здесь сборку, то соответственно и налоговые льготы у нас, и себестоимость продукции будет ниже, и она более конкурента».
Сотрудничество с Турцией для Минска это не только европейский, но и, конечно же, азиатский вектор. Ведь фактически разделяющий две части света Босфор экономически их объединяет.
Для Беларуси Турция, и в частности Стамбул (а это как-никак более 60% турецкой экономики), – пожалуй, самый оптимальный путь из Европы в Азию. Здесь через Босфор от азиатского берега до европейского в буквальном смысле слова рукой подать.
Ещё несколько лет назад западный акцент в Турции преобладал. Если в 2004 году более 70% населения стремилось к вступлению в ЕС, то сегодня турецких еврооптимистов вдвое меньше. Экономический, политический, в конце концов, туристический акцент с западного во многом сместился на восточный. И это почувствовали даже владельцы уличных магазинчиков.
Ремзи Силик, владелец магазина сувениров (Турция): «Европейцы стали покупать намного меньше и, главное, дешевле. И если раньше основной доход был от туристов из Западной Европы, то сейчас, наоборот, больше людей с востока. Россияне, украинцы, белорусы. Из этих стран гостей стало намного больше, и платят они больше.
Ещё одно направление, интересное как Беларуси, так и Турции – Африка. О том, какими темпами Турция идёт на «чёрный» континент, говорит рост количества турецких дипмиссий в африканских странах.
Валерий Колесник, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Турции: «Три года назад было только 12 представительств Турции в африканских странах. Сегодня уже 33. У них есть не только дипломатическая поддержка, но и логистическая. Если взять этот компонент и наш интерес, то со стороны Турции и территории Турции мы можем ходить, куда по объективным причинам очень тяжело попасть».
Растёт и количество совместных белорусско-турецких компаний. Новый импульс развитию экономического сотрудничества в 2009 году придал политический диалог на высшем уровне. Александр Лукашенко посетил Турцию с рабочим визитом. Тогда на встречах с турецким президентом и премьером обсуждались те перспективы, что сегодня уже воплощены в жизнь.
Гюрсел Онгерен, сопредседатель белорусско-турецкого совета делового сотрудничества (Турция): «В Беларуси много товаров и технологий, которые могут успешно продаваться за рубеж. Много высокотехнологичных товаров. Это особенно касается грузовиков, тракторов, карьерной техники. И эти проекты уже реализуются».
В 2008 году в Беларуси было лишь 28 компаний с турецким капиталом, сейчас уже около 250. Со вступлением страны в Единое экономическое пространство с Россией и Казахстаном их количество будет только увеличиваться. Растёт и число наших представителей в Турции. Если 4 года назад в Турции была лишь одна белорусская компания, то сегодня их уже 35. Созданы необходимая правовая база, благоприятный политический фон сотрудничества. Но для дальнейшего диалога межправительственных и межведомственных соглашений, конечно же, мало. Чтобы выгодно работать с турецким бизнесом, нужно двигаться с одинаковой скоростью. А местный бизнес во многом похож на стамбульское дорожное движение. Особенно в центре оно столь быстрое и хаотичное, что чувствовать себя здесь уверенно сможет далеко не каждый.
Валерий Колесник, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Турции: «Турецкий бизнес весьма динамичный. Если есть какие-то бизнес-идеи, он их очень быстро прорабатывает. У нас как-то замедленно, на проработку очень много времени тратится, и действительно это становится одной из основных причин, почему не все идеи воплощаются в жизнь. Турецкий бизнес привык действовать самостоятельно».
По мнению турецких экономистов, умение быстро принимать решения как в среде бизнеса, так и в эшелонах власти во многом и помогло их стране добиться и поддерживать экономический рост. Турция сумела сделать выводы из пережитых экономических кризисов. И сегодня эта прививка помогает турецкой экономике быть стабильной, несмотря на мировой экономический вирус.
Перспективы белорусско-турецкого экономического сотрудничества более чем масштабны. Уже сегодня товарооборот между странами – без малого полмиллиарда долларов. И по мнению специалистов, он будет только увеличиваться, особенно если учесть турецкие амбиции по экономическому развитию станы. К 2023 году, а это будет столетие со дня образования Турецкой республики, страна намерена войти в десятку сильнейших экономик планеты.
Уже далеко за полночь, а стамбульская улица Истикляль даже не собирается спать. Восточная торговая ночь плавно перетекает в новое торговое утро. И если сейчас на стамбульских шопинг-моллах знают лишь наших покупателей, то, возможно, в будущем познакомятся и с нашими товарами.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram