Два офорта Марка Шагала попали в Национальный художественный музей

Тем самым меценаты восполнили пробел коллекции. До сих пор работ последнего патриарха искусства XX века здесь не было.
Тем самым меценаты восполнили пробел коллекции. До сих пор работ последнего патриарха искусства XX века здесь не было.

Даже сегодня слава Шагала в руках его семьи. Авторские права, как-никак. Сроком на семьдесят пять лет.

По-французски с двумя «л» – марка Шагала. «Крестный путь» и «Видение Апокалипсиса» – «чёрная» графика 1967 года. Год проставлен на листах «Пророком великой книги живописи» (искусствоведы прозвали).

Светлана Прокопьева, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «В данном случае у нас авторские оттиски. Которые, как правило, подписывались художником с правой стороны, обязательно карандашом. А с левой стороны у нас имеется дробная цифра: первая определяет порядок в тираже, а вторая – максимально возможное количество».

Кашкуревич полвека у офортного станка. Признался: первые опыты были неудачны. Зато сегодня «наш Арлен» – мастер, каких в Европе поискать. Процесс освоил лично. А делал ли «сам Шагал»?» – вопрос пока без ответа.

Арлен Кашкуревич, народный художник Беларуси: «Для акватинты используется смола, сосновая. То есть канифоль. Запыливаю ровным слоем пластинку. Порошок начнёт плавиться. Опускаем в азотную кислоту. Когда настанет нужный момент, вынимаем и промываем».

Лондонский аукцион – место, где купили Шагала. Вот подарок Национальному музею от частного банка.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «У нас ёсць ужо работы парыжскага перыяда Барыса Заборава, зараз Марка Шагала, а там чарга і за іншымі. Ён быў душой з Віцебскам, са сваёй малой Радзімай».

И большая Родина вспомнила о Марке. Шагал уже не «формалист», а мастер, чьи работы над городом и миром. Таким увидела Марка почта Беларуси.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram