В чём никогда не испытывают дефицита жители деревни Городная под Столином – так это в глине. Из этого материала здесь с давних времён делают прекрасную посуду и различные фигурки. И устраивают кирмаши.
Аутентично и необычно. В деревне Городная под Столином гулял глиняный кирмаш. Что общего у древних греков и полешуков?
В Городной уже полтысячи лет люди живут на глине. Сегодня это единственная в Беларуси деревня, где каждый житель знает толк в лепке и обжиге. Традиции изготовления горшков и кувшинов сохранились со времён Великого княжества Литовского.
Лариса Быцко, координатор международного пленэра гончаров: «Гэта ўнікальны цэнтр на самай справе. Я лічу, што ён пакуль што не раскручаны, і вельмі хутка трэба яго раскручваць, такое слэнгавае слова. Але справа ў тым, што тут з XV стагоддзя не пераставала круціцца ганчарнае кола».
Вместе с традициями гончарного промысла в Городной сформировалась даже собственная метрическая система. Пудовый горшок – на 16 килограммов зерна – здесь называют «поляк». Ну, а маленький – на килограмм – в народе зовут «мамзелька».
О самобытной деревне писали ещё в советские годы. Сейчас тут центр гончарства – старые мастера учат школьников тонкостям работы на круге. Без слов показывают, как поймать ту самую божественную пропорцию, благодаря которой городенскую посуду сравнивают с греческими амфорами.
Николай Подрезов, участник пленэра: «Крестьянин, мастер, настолько чуткий к эргономике, к бытовой потребности, к руке. И он единственно не мог обосновать всё это, как Ле Корбюзье. Вот этот мужик, необразованный. Но он удивительно образованный душой, сердцем, чутьём, пониманием. Вы найдёте всё в ней – и Грецию, и Корбюзье, и Европу».
30 мастеров, 11 стран. До сих пор участники пленэра гончаров обходились в общении русским, на этот раз уже потребовался переводчик. Три короны от шведской мастерицы – не только национальный герб, но ещё и проверка качества белорусской глины.
Моника Йохансон, участница пленэра гончаров: «У нас тоже начинается сейчас возвращение к основам, исконным. Мы пробуем делать наши изделия из местных материалов. Потому что если идти в эту искусственность, есть большая опасность для художников, потому что произведения становятся фальшивыми».
Местные гончары на равных общаются с признанными за рубежом керамистами – у каждого свой взгляд на глину. А мэтры с восторгом отзываются о наших мастерах – такую верность традиции поди поищи! Сами же городенцы говорят: главное, что их товар покупают не на память, а для дела. Ведь в таких горшках запросто сваришь любую кашу.
Аутентично и необычно. В деревне Городная под Столином гулял глиняный кирмаш. Что общего у древних греков и полешуков?
В Городной уже полтысячи лет люди живут на глине. Сегодня это единственная в Беларуси деревня, где каждый житель знает толк в лепке и обжиге. Традиции изготовления горшков и кувшинов сохранились со времён Великого княжества Литовского.
Лариса Быцко, координатор международного пленэра гончаров: «Гэта ўнікальны цэнтр на самай справе. Я лічу, што ён пакуль што не раскручаны, і вельмі хутка трэба яго раскручваць, такое слэнгавае слова. Але справа ў тым, што тут з XV стагоддзя не пераставала круціцца ганчарнае кола».
Вместе с традициями гончарного промысла в Городной сформировалась даже собственная метрическая система. Пудовый горшок – на 16 килограммов зерна – здесь называют «поляк». Ну, а маленький – на килограмм – в народе зовут «мамзелька».
О самобытной деревне писали ещё в советские годы. Сейчас тут центр гончарства – старые мастера учат школьников тонкостям работы на круге. Без слов показывают, как поймать ту самую божественную пропорцию, благодаря которой городенскую посуду сравнивают с греческими амфорами.
Николай Подрезов, участник пленэра: «Крестьянин, мастер, настолько чуткий к эргономике, к бытовой потребности, к руке. И он единственно не мог обосновать всё это, как Ле Корбюзье. Вот этот мужик, необразованный. Но он удивительно образованный душой, сердцем, чутьём, пониманием. Вы найдёте всё в ней – и Грецию, и Корбюзье, и Европу».
30 мастеров, 11 стран. До сих пор участники пленэра гончаров обходились в общении русским, на этот раз уже потребовался переводчик. Три короны от шведской мастерицы – не только национальный герб, но ещё и проверка качества белорусской глины.
Моника Йохансон, участница пленэра гончаров: «У нас тоже начинается сейчас возвращение к основам, исконным. Мы пробуем делать наши изделия из местных материалов. Потому что если идти в эту искусственность, есть большая опасность для художников, потому что произведения становятся фальшивыми».
Местные гончары на равных общаются с признанными за рубежом керамистами – у каждого свой взгляд на глину. А мэтры с восторгом отзываются о наших мастерах – такую верность традиции поди поищи! Сами же городенцы говорят: главное, что их товар покупают не на память, а для дела. Ведь в таких горшках запросто сваришь любую кашу.
Подписывайтесь на нас в Telegram