Часто о стране мы узнаем по её брендам. Всё больше зарубежных покупателей, особенно наших продуктов питания, ориентируются по маркировке «Сделано в Беларуси». И это подчас становится лучшей рекламой и гарантией качества. А ещё поводом подделать товар.

Тому, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, нас учат с самого детства. Но, судя по поведению некоторых homo sapiens, таким грызуном готов быть каждый третий. Именно столько людей, по опросам российских социологов, покупали, покупают и готовы покупать поддельные товары. А, значит, имея низкие собственные покупательские возможности, набивать карманы производителям контрафакта. Расплачиваясь с ними не только цветными купюрами, но часто и своим здоровьем.

Виктория, жертва использования контрафактной косметики: «Мои веки раздулись, глаза слезились. Было невозможно что-либо видеть. Конечно, не было никакого удовольствия от использования такой косметики».

Для москвички Виктории так закончилось знакомство с белорусской косметикой. Вернее, с подделкой под неё. Средство для снятия макияжа, разрекламированное подругой-минчанкой, было куплено с рук в подземном переходе. Никто ей не сказал, что фирменная косметика «Модум» и «Белита» продаётся исключительно в крупных сетевых супермаркетах Москвы и в магазине белорусской гостиницы «Полесье». Всё остальное – парад суррогатов.

Шарф «Луи Витон», очки от «Диор», часы Prada, аромат Givenchy и для усиления вкуса шоколадные конфеты белорусской «Коммунарки» – такой подарок для любой модницы – мечта, а для дарителя – существенный удар по кошельку. Он обойдётся, при условии покупки в брендовых магазинах, почти в $2000. На самом деле, всё это стоило в сто раз меньше. В московском метро. Потому что это не продукция известных домов моды, а просто «фальшак», «венка» или «фейк». Одним словом, подделка.

Процент контрафакта в России – почти половина от общего оборота товаров на рынке. По статистике, убытки от подделок ежегодно составляют более $3 миллиардов. На первом месте – одежда и обувь, потом – кондитерские изделия и продукты питания. Третье занимает парфюмерия и косметика, алкоголь и табак. Дальше – больше: кожгалантерея, часы, аксессуары и бытовая техника. И до победы на этом фронте, похоже, ещё очень далеко.

Леонид Говоров, президент Московской торгово-промышленной палаты: «Важно не только выявить, что это фальсификат, важно потом задействовать всю систему правоприменения, потому что наказание будет только тогда, когда будут чёткие факты, доказанность и контроль торговых сетей за появлением контрафактной продукции».

А вот правовых механизмов в России пока и недостаточно. В прошлом году была отменена обязательная сертификация. Качество декларируется теперь самим производителем. Плановые проверки предприятий, чтобы не «кошмарить бизнес», разрешены только раз в три года. И то по предварительному уведомлению. В каждом округе Москвы работают примерно 25 тысяч торговых точек. Так вот, чтобы проверить их по ныне существующему российскому законодательству, сотрудникам «Роспотребнадзора» понадобится как минимум 100 лет. Кроме того, качество копий выросло настолько, что даже специалисты иногда не могут отличить их от подлинника. Даже покупая товар в крупнейшем супермаркете или эксклюзивном бутике за баснословную стоимость, нет гарантии, что он от настоящего производителя.

Владимир Цветков, эксперт продовольственного рынка России: «Они делают фальшивки дома, это может быть ручная работа в квартире, когда они просто спаивают целлофан с железом или любыми другими простыми устройствами. Но есть также огромное поддельное производство в производственном масштабе с оборудованием, подобным фирменному».

За такое искусство, подделку лучшего, добросовестные производители расплачиваются не только собственным рублём, но и утратой доверия покупателей. Такая волна, кстати, накрывает и белорусских производственников, работающих на российском рынке.

В поле зрения и в искусные руки пиратов попали и белорусские молочники. Пока их российские конкуренты пишут письма в правительство о необходимости сокращения поставок из республики из-за низкой цены и якобы качества «не очень», производители подделок изучают спрос и делают выводы. Белорусская молочка в России – одна из самых покупаемых, а значит, считают здесь, подделывать её выгодно. Юристы могилёвского предприятия «Бабушкина крынка» практически не вылезают из российских регионов. Каждую неделю сообщая в Беларусь о «левых партиях» под собственным логотипом.

Несколько изменить ситуацию обещает вступление России в ВТО. Со дня Х – 23 июля – страна берёт на себя обязательства бросить все силы на борьбу с пиратством. Здесь, правда, есть один нюанс. При существующей ситуации с сертификацией и лицензированием, производителями контрафакта могут невольно стать более 50% предприятий малого и среднего бизнеса. Только лишь потому, что в своё время они не оформили права на интеллектуальную собственность и торговые марки. А западные владельцы брендов хорошо знают, как использовать Закон о защите авторского права. Это хорошая возможность монополизировать каналы ввоза своей продукции в Россию. Несмотря на то что иногда это доходит до абсурда.

Сколько российских предприятий может погибнуть в таких условиях или по-настоящему уйти в тень – вопрос открытый. Вертикаль, которая отвечала за культуру оформления интеллектуальной собственности, в стране сейчас полностью разрушена, признают сами эксперты рынка. Отсюда и контрафакт – поди докажи. Патентных отделов на предприятиях нет, поверенных, которые оказывают юридическую помощь в области авторского права, на сто сорок миллионов россиян всего полторы тысячи. Поэтому ту борьбу, которая ведётся с пиратами в самом «Роспатенте», называют поверхностной. В Москве, к примеру, пока просто провели зачистку. Убрали торговые палатки от вокзалов и станций метро. Ну, хоть что-то.

Реалии заставляют думать и о более серьёзных шагах. Об увеличении штрафов за контрафакт и даже о возвращении к хорошо забытому старому. В России может возродиться служба торговых контролёров. Это о них говорили»: ««Йес, йес, ОБХСС». Легендарная фраза из «Джентльменов удачи», вероятно, снова вернёт в капиталистическое настоящие тех, кто стоял на страже собственности социалистической. Времена и способы нелегального заработка не меняются.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram