«Порги и Бесс» – премьера в Беларуси

Бестселлер? Не то слово! Первая американская опера «Порги и Бесс» – премьера в Беларуси. И хотя наша версия шедевра Джорджа Гершвина концертная, нарушать завещание композитора не решились.
Бестселлер? Не то слово! Первая американская опера «Порги и Бесс» – премьера в Беларуси. И хотя наша версия шедевра Джорджа Гершвина концертная, нарушать завещание композитора не решились.
 
Приглашают в Большой зал страстно, по-прежнему. Пусть и билетов нет уже. Порги и Бесс, баритон и сопрано – только «цветным» дуэтом, как автор завещал. Потомки следят. «Чёрная» опера Гершвина (к слову, эмигранта из России) сегодня признана символом Америки сродни статуе Свободы. Лицензию на постановку нужно покупать.
 
Кеарстин Пайпер Браун, исполнительница партии Бесс (США): «Это та часть культуры, что незнакома старой Европе. «Порги и Бесс» – история, воплотившая «американскую мечту». Очень трогательно, правдиво. И музыка потрясающая».
 
Майкл Реддинг, исполнитель партии Порги (США): «Даже когда я в душе, напеваю что-нибудь из партии Порги. Впрочем, эти джазовые мотивы одинаково хороши в любом пространстве. И любой точке Земли».
 
Шедевр Гершвина давно прозвали бесплатным билетом гастролёра. Майкл подсчитал: чаще исполнял за рубежом. Чем в родной Северной Каролине. Кстати, «Порги и Бесс» из Каролины Южной. Где особый диалект. Опера звучит на нём. И у нас.
 
«Summertime» Гершвина – колыбельная, что опередила «Yesterday» группы Beatles. Официально – пятьдесят тысяч (!) разных исполнений. Луи Амстронг, Чарли Паркер, Элла Фицджеральд… задумывались ли: какая основа у самой американской арии?
 
Украинская народная. Песню Гершвин услышал в Нью-Йорке. И обработал. Ещё в тридцать пятом году. Бродвей «Порги и Бесс» принял крайне неоднозначно. Наверное, чтобы полюбить первую оперу с гармонией блюза… потом.
 
Юрий Гильдюк, художественный руководитель Белорусской филармонии: «Мне самому приходилось играть эти сочинения в различных комбинациях: со скрипкой, виолончелью, кларнетом и певцами тоже. Так что эта музыка всегда приятна. Два с половиной часа, где-то так. Я, правда, не был на окончательной репетиции».
 
А представляя гостей, пианист Гильдюк вспомнил. Здесь, В Малом зале филармонии, Гершвин звучал когда-то. Где-то в шестьдесят третьем. За поход на тот концерт едва не простился с билетом, комсомольским. «Summertime» в Минске играл американский виртуоз по фамилии Фрагер. А в эту пятницу за роялем белорус Оловников.
 
Говорят, афро-американцев на сцене филармонии ждали куда больше. Однако, дорого… И заморскую компанию в концертной версии разбавили своими. Думали даже о солисте Петре Елфимове. Не сложилось. В успехе же премьеры сомнений нет. «Порги и Бесс» – бестселлер, не то слово!

Подписывайтесь на нас в Telegram