«Евро-2012» готовится к старту

«Евро-2012» готовится к старту
Чемпионат Европы по футболу пройдёт сразу в двух странах – Украине и Польше. Обе граничат с Беларусью. И многие болельщики будут транзитом проезжать нашу страну. Так что пусть и косвенно, но мы в нём тоже участвуем. На этом чемпионате нам есть чему поучиться, ведь не за горами Чемпионат мира по хоккею 2014 года.
 
Как видим, у стран, принимающих Чемпионат, есть символ, девиз, логотип, дежурные блюда, хорошие сувениры… А вот у Беларуси, которая будет принимать Чемпионат мира по хоккею через два года, может быть свой аромат. Вернее, он уже есть. В Нью-Йорке знаменитый парфюмер София Гройсман – уроженка Беларуси – недавно закончила работу над композицией «Белая Русь № 5».
 
Футбол – европейский, но фанаты приедут со всего мира. 196 стран бронируют места на украинских и польских трибунах «Евро-2012». Без белорусов не обойдётся. Благо, ехать недалеко. Так что будем болеть за хороший футбол. Разумеется, за свой счёт.
 
Перевозить болельщиков на «Евро-2012» будут более 500 автобусов в сутки. Если ехать на своей машине из Минска в Киев, на бензин нужно около 300 тысяч рублей в одну сторону. Столько же, если ехать в Варшаву. Беларусь, Украина и Польша уже приняли решение о специальных футбольных коридорах на автомобильных пунктах пропуска. Туда только по билетам.
 
Белорусской железной дорогой приняты решения о введении дополнительных поездов на время проведения Чемпионата. Перевозку как минимум 5 тысяч болельщиков на даты проведения игр с участием сборной России Белорусская железная дорога готова обеспечить.
 
На случай увеличения количества болельщиков поезда могут быть назначены на дополнительные даты. Такой график будет действовать до 28 июня. В случае выхода сборной России в плей-офф, график согласуют дополнительно.
 
Поезд, разумеется, не единственное средство передвижения, а транспорт – не единственная статья расходов футбольных болельщиков. Как раз сейчас они все в расчётах.
 
Один билет на матч стоит от 80 до 150 евро. Пакеты билетов на три матча группового этапа обойдутся в 250 и 500 евро. На первенстве хотят заработать все. Но сильнее всего хотят в украинских отелях и гостиницах. Тут есть о чём задуматься: номер в однозвёздочном отеле Донецка на 11 июня, когда Англия будет играть с Францией, стоит 1100 евро. Обычная комната на окраине Киева – от 500, а палатка в чистом поле – почти сотню за ночь. Главная надежда болельщиков на хостелы (это распространённая в Европе система недорогого жилья по принципу общежитий). Как правило, в них останавливаются студенты. В Польше ночлег на время Чемпионата обойдётся в 20-25 евро. В Киеве – в три-четыре раза дороже. И это не единственная украинская особенность нынешнего «Евро».
 
Татьяна Тимошенко, заместитель председателя Общественной организации «Комитет общественного контроля ЧЕ-12»: «Все доходы от продажи билетов, от продажи трансляций, от продажи рекламных площадей – это всё получает не Украина, а UEFA. Украина могла бы заработать на туристах. Мы сейчас наблюдаем от 20 до 30% свободных мест, мы не наблюдаем ажиотажа. Украина не смогла привлечь туристический поток к этому событию, значит, мы неправильно себя рекламировали или что-то пугает».
 
Подготовка Украины к «Евро-2012» войдёт в историю. Побит рекорд как по масштабу работ, проделанных в минимально сжатые сроки, так и по количеству скандалов, связанных с проведением Чемпионата.
 
Официальный Киев не раз обвиняли в коррупции и финансовых махинациях при строительстве инфраструктуры. Защитники животных требовали от властей прекратить «зачистку» городов от бездомных собак и кошек. А зарубежные болельщики – снизить «космические» цены в гостиницах. Буквально за месяц до старта «Евро-2012» некоторые европейские политики во главе с немецким канцлером Ангелой Меркель (страстной футбольной болельщицей) признали Юлию Тимошенко политзаключённой. И стали угрожать бойкотом матчей на украинских стадионах, если экс-премьера не выпустят из Харьковской колонии. Затем, также неожиданно, многие из еврочиновников передумали. На сегодняшний день своё решение не ехать в Украину подтверждает лишь руководство Франции.
 
Кость Бондаренко, глава правления «Институт украинской политики»: «То, что предлагается Западом, это не в полной мере бойкот. Бойкот – это если существует бойкот со стороны болельщиков, бойкот со стороны команд, если не принимают участие команды. А если не приедут политики… В ходе любых соревнований политик превращается в обычного болельщика. Он не стоит на воротах, он не судит матчи, он не является тренером. Он является обычным наблюдателем, возможно, VIP-класса. Поэтому их бойкот по принципу «назло врагам козу продам, чтоб дети молоко не пили».
 
История олимпийского движения доказывает – во все времена эффект от таких демаршей был равен нулю. Точку в скандальной истории поставило UEFA – отменять или переносить встречи из Киева, Харькова, Львова и Донецка футбольные чиновники не намерены. Но сразу же британские средства массовой информации обвинили Украину в расизме. Якобы с местными скинхедами зарубежным болельщикам лучше не встречаться – «рискуете вернуться домой в гробу». Теперь украинские чиновники и дипломаты вынуждены отбивать и эту информационную атаку. Между тем в стране ждут приезда около миллиона фанатов со всего мира. Стоимость гостиничных номеров, уверяют власти, взята под контроль. Более того, многие украинцы готовы бесплатно поселить у себя иностранцев – совершенно стихийно возникло и такое общественное движение. Кафе и рестораны предлагают футбольное меню с украинским акцентом. Ценовая политика в пределах разумного.
 
Ирина Шульгина, директор кафе «Соляная пещера»: «Цены должны остаться на том же уровне, независимо от того, поток людей будет – не будет. На этом мы зарабатывать не хотим. Мы хотим, чтобы люди приехали и посмотрели, что мы нормальные, гостеприимные, культурные люди».
 
Киевская фан-зона – а это площадка более чем в 50 тысяч квадратных метров в самом сердце города – откроется уже 7 июня. Одновременно здесь смогут находиться и наблюдать за онлайн-трансляцией всех матчей 70 тысяч человек. К услугам фанатов – сувенирные лавки, кафе, санузлы. Видеосистема будет фиксировать всё и всех – фотография каждого болельщика, попавшего на эту территорию, будет храниться в базе секьюрити ещё три месяца после окончания Чемпионата.
 
Вилен Матвеев, куратор Официальной фан-зоны в Киеве и Харькове: «500 человек обеспечивают безопасность внутри фан-зоны, силовики обеспечивают периметр. Провели большие штабные учения, совместно со всеми силовиками, медиками. Надеемся, что мы готовы к любым внештатным ситуациям».
 
Украина потратила на подготовку «Евро-2012» более 5 миллиардов долларов. В рекордные сроки были реконструированы и возведены 4 футбольные арены – в Киеве, Донецке, Львове и Харькове. Новые трассы, аэропорты. Несмотря на то что спортивные события мирового размаха – это всегда нагрузка на бюджет, проведение Чемпионата должно было придать ускорение всей экономике страны. Но вот на этом отрезки пути, считают эксперты, Украина сделала немало ошибок. За что может и поплатиться. В прямом смысле слова.
 
И потому неудивительно, что многие белорусы отправляются на матчи в Польшу. Как-то подешевле в целом получается.
 
В одной из принимающих сторон – Польше, куда нужно оформлять шенгенскую визу, – заявили, что сделать это можно будет в упрощённом порядке. Если на руках есть билет на матч или подтверждение на право его получения.
 
Достаточно заполнить заявление на сайте посольства, указав принимающую сторону UEFA. Записаться в электронную очередь и в назначенный день прийти в консульство с паспортом и страховым полисом. Как подчеркнули польские дипломаты, виза болельщика будет многократной и действительной на весь период Чемпионата. От обычной шенгенской она отличается тем, что в ней указана цель поездки – «Евро-2012».
 
За неделю до начала Чемпионата по футболу польские власти рапортуют – страна практически готова к приезду спортсменов и фанатов. Аэропорты, вокзалы, гостиницы – готовность №1. Единственная просьба от организаторов ко всем, кто сюда приедет: свои эмоции, позитивные и негативные, выражать цивилизованно. Для этого подготовили специальные аксессуары в стиле «антистресс».
 
Познань, Вроцлав, Гданьск, Варшава. Всё это время страна напоминала одну большую стройку. Новые терминалы в аэропортах, ремонт старых зданий. Футбол заставил чиновников взяться за модернизацию инфраструктуры. Правда, удалось завершить лишь 90% инвестиционных проектов. В последние дни в спешном порядке достраивали скоростную трассу из Варшавы в Лодзь, но UEFA это не мешает. Всё, что необходимо для чёткой организации Чемпионата, уже есть.
 
Жители Варшавы ворчат. Мол, как весь месяц передвигаться по городу? Большая часть главных дорог закрыта. На Маршалковской, в самом центре, по соседству с фан-зоной – так совпало – ещё идёт строительство второй линии метрополитена. Горожане готовятся к серьёзным пробкам.
 
На помощь приходят города, где матчей не будет. Жители Кракова решили по-своему провести июнь – без Чемпионата. Извечная конкуренция двух столиц обострилась. Семья пани Малгожаты почти сто лет продаёт цветы на главной Рыночной площади Кракова. Уверяет, что её родной город может стать тихой гаванью во время футбольной лихорадки.
 
Малгожата Рогозиньска, продавец цветов на Главном рынке в Кракове: «У нас много туристов. Ведь и памятников архитектуры в сравнении с Варшавой у нас гораздо больше. Помню, приезжал один музыкант в Польшу. Так он всё время говорил про Краков, а о Варшаве даже забыл. Представляете. Нас знают больше, чем столицу».
 
Тем временем в столице железнодорожники открывают новое сообщение между центром города и главным национальным аэропортом. Этого события ждали все – и гости, и местные жители. Вместо часа на автобусе – десять минут в новом экспрессе прямо к трапу. Более трёхсот миллионов евро на стройку и закупку новых поездов.
 
Анета, контролёр экспресса «Варшава Аэропорт «Окенте»: «Интерес огромный. Люди задают очень много вопросов. Как и когда будут ездить эти поезда, сколько длится поездка. Стандарт – полчаса с вокзала «Варшава-Восточная» до аэропорта».
 
Железная дорога в Польше на фоне неоконченных автомобильных трасс – единственное разумное средство передвижения. Но череда аварий заставляет потенциальных пассажиров нервничать. Железнодорожники успокаивают.
 
Матей Дудкевич, директор отдела инвестиций Польской железной дороги: «Польская железная дорога подготовила целый список инвестиционных проектов на протяжении тысячи километров пути. К примеру, капитальный ремонт линии, соединяющей Гданьск с Познанью в сторону Вроцлава. Нам удалось сократить время поездки почти на два часа. А из Варшавы до Познани можно будет теперь доехать за два с половиной часа».
 
Символика «Евро-2012» уже везде. Рекламы, баннеры, растяжки. Даже в магазинах. К приёму гостей подготовились основательно. В городах будут работать специально подготовленные волонтёры. Зелёная майка или куртка, целый пакет документации. А на груди значок «Я говорю по-русски». Причём помогать будут всем русскоговорящим туристам – россиянам, белорусам, украинцам, казахам…
 
Каролина Дудек, куратор группы волонтёров «Евро-2012» в Варшаве: «Конечно, трудно будет удержать в голове всю информацию, чтобы в полной мере оказать содействие приезжим. Для этого у каждого есть специальный комплект. Настольная книга волонтёра, в котором обязательно есть словарь основных слов на языках команд, приезжающих в его город. Английском, русском. Есть карты разных городов. Это главное. План и расписание движения городского транспорта. Пакет информации о культурной программе в городе. Ну и список гостиничной базы города, подготовленный специально к «Евро-2012».
 
Первые футбольные сборные прибудут уже в начале следующей недели. Россияне, а их ждут с особым нетерпением, остановятся в центре столицы по соседству с президентским дворцом. Уже 7 июня состоится открытие фан-зоны. А первый матч намечен на следующий день.
 
Польская таможня опубликовала список допустимого багажа для футбольного болельщика. Без проблем можно провезти фотоаппарат, видеокамеру, ноутбук, бинокль и подарки на сумму 300-400 евро. Наличных денег без декларирования разрешается ввозить до 10 тысяч евро. За границей при себе всегда необходимо иметь паспорт и денежный минимум. Для детей и взрослых он разный. Белорусские пограничники советуют не экономить на медицинской страховке. Один день в польской больнице без лечения, процедур и анализов стоит около 100 евро. А наши медики добавляют – сделайте прививку от кори.
 
Польша и Украина вовсю готовятся к увеличению количества правонарушений. Польские власти готовы даже перевести около 600 осуждённых из тюрем городов, в которых пройдут футбольные матчи, в другие места заключения. А всё для того, чтобы было, куда сажать разбуянившихся фанатов. Которым нелишне будет знать, что за мелкие проступки вроде проноса на стадион спиртных напитков болельщикам грозит штраф около 500 евро. За пронос на стадион ножа – почти 700 евро. Пиротехника, которую так любят фанаты, вообще потянет на лишение свободы сроком на пять лет. Не следует «демонстративно предъявлять пренебрежение» к польскому народу, Республике Польша, её гербу и флагу.
 
Ярослав Ксенжек, заместитель посла Польши в России: «Думаю, к майкам с надписью «СССР» никто придираться не будет. А вот изображение серпа и молота приравнивается в Польше к фашистской символике и запрещено законом».
 
Для белорусов такой подход, может, и удивителен, и даже оскорбителен – но, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. В случае экстремальных ситуаций – обратитесь в ближайшее консульство Беларуси. Там вам окажут необходимую помощь. В свою очередь белорусская милиция обращается к болельщикам с просьбой соблюдать правопорядок на матчах Чемпионата Европы по футболу в Польше и на Украине и напоминает, что и там будет нас беречь.
 
Несмотря на то, что там футбольный турнир, а у нас хоккейный, организационные вопросы по проведению мероприятий такого уровня почти одни и те же. Спортивные объекты строить экстренно белорусам не придётся. «Минск-Арена» работает уже давно, а «Чижовка-Арена» и инфраструктура вокруг строится и в выходные, и в праздники. Уже сейчас понятно, что болельщиков нужно обеспечить качественным, но не заоблачно дорогим жильём, чтобы не оказаться в той же ситуации, как украинцы. Отдельно следует продумать переезды – особенно от аэропорта до города. Ну, и самый неотработанный вопрос – система общепита и туристические услуги. Говорящие хотя бы по-английски официанты, таксисты и просто волонтёры необходимы. Так что будем избегать ошибок на примере соседних стран. И будем брать у них самые лучшие наработки.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram