Уходящая неделя для Беларуси была, что называется, – с российским уклоном.
Ближе, чем кажется
Уходящая неделя для Беларуси была, что называется, – с российским уклоном.
 
В понедельник на медиафорум «Партнёрство во имя будущего» съехались весьма известные персоны от журналистики из 17 стран мира. Причём наибольшее количество из них были как раз-таки из России. В Минск в рабочие командировки прибыли и два губернатора – Тулы и Новосибирска. Делегации изучали промышленный и агротехнический потенциал Беларуси, с которой у этих российских регионов давние хозяйственные связи – товарооборот исчисляется сотнями миллионов долларов. Что весьма весомо даже на фоне 40 миллиардов всего белорусско-российского товарооборота. Эта солидная цифра прозвучала в Ашхабаде, где во время работы совета премьер-министров стран СНГ, двустороннюю встречу провели Михаил Мясникович и Дмитрий Медведев.
 
Но, разумеется, главным политическим событием недели стал официальный визит в Минск Владимира Путина.
 
Это его первый зарубежный визит в должности Президента Российской Федерации. А значит, это сигнал о том, что на ближайшие 6 лет главным направлением в российской политике будет Единое экономическое пространство. А ближе Беларуси в процессе интеграции для России нет никого.
 
Время – деньги. Афоризм, появившийся с лёгкой руки Бенжамина Франклина, на этом Витебском предприятии – корпоративный лозунг. За месяц с конвейера здесь сходят более 50 тысяч часов. Беларуси такого объёма хватило бы на год. Поэтому 80% продукции отправляют в Россию, где она пользуется популярностью. В основном из Москвы и Санкт-Петербурга поступают заказы и на эксклюзивные модели в единственном экземпляре, стоимость которых доходит до такой отметки, которую владельцы уклончиво не называют, ссылаясь на коммерческую тайну.
 
Алексей Жеребцов, директор частного предприятия: «Наш расчёт был верен, российский рынок, как показала практика, съедает не только сыры белорусские, но и часы».
 
Сегодня здесь расширяют производство, изучают спрос на продукцию в разных уголках ближнего и дальнего зарубежья. В отличие от исправно работающего часового механизма, наладка производства и сбыта не всегда шла, как часы. Сложности на границе, перебои с поставками сырья, масса сопроводительной документации. Но винтики в расшатанном механизме удалось «подкрутить» с переходом на новое время, время Единого экономического пространства.
 
Человек, который в часах знает толк и носит на руке самую дорогую модель наручного аксессуара среди российских политиков, – Владимир Путин. Впрочем, ему и положено – президент. Правда, несмотря на наличие точного швейцарского механизма, российский Президент порой заставляет себя ждать. Впрочем, к своеобразной манере поведения Путина журналисты уже привыкли. Но вот к чему не совсем была готова мировая общественность, так это к выбору Беларуси как первой страны в зарубежном турне Путина в новом статусе Президента России. Но в большой политике случайностей не бывает.
 
Сергей Михеев, генеральный директор Центра политической конъюнктуры России: «Своеобразным прологом к нынешней встрече стала серия визитов в Беларусь российских губернаторов. Свидетельство того, что Минск не забывал о старой доброй практике интеграционного строительства не только на кремлёвском уровне, но и на региональных этажах российской власти. Это же касается и политического диалога. В ближайшее время Минск с визитами посетят спикеры обеих палат российского парламента, а также руководители некоторых министерств и ведомств».
 
В Национальном аэропорту Минск, в котором приземлился борт №1 с российским президентом, Владимира Путина встречал лично Александр Лукашенко, хотя по протоколу официального визита этого не требовалось. Поприветствовав друг друга, лидеры прошли по красной дорожке, обменялись рукопожатиями с делегациями и отправились на переговоры в загородную резиденцию в Заславль вместе на одной машине. Все эти неслучайные знаки эксперты толковали как указание на особый характер переговоров и предсказывали благоприятный исход для обеих сторон.
 
Ещё до начала переговоров в формате «один на один» российский президент определил атмосферу встречи. «Беларусь для нас ближайший родственник», – с подкупающей прямотой высказался Путин. На что в ответ Лукашенко сделал оптимистический прогноз.
 
Путина в Минске ждали и в самом деле, как ближайшего родственника. Вкусы и привычки которого хорошо знакомы, но с какими новостями приедет, ещё неизвестно. Интрига вокруг того, куда новоизбранный российский президент совершит своей первый визит, выглядела, как теперь понятно, надуманной. Слишком много Москвой и Минском вложено в фундамент союзных отношений, чтобы делать Беларусь разменной картой в сиюминутных политических пасьянсах «большого брата».
 
Особое внимание президенты уделили экономическим вопросам. В прошлом году рекордный объём товарооборота – 38 млрд долларов, в этом году страны собираются перешагнуть за 40 млрд. И для этого есть все основания, конечно, главный козырь – Единое экономическое пространство, оно уже приносит солидные дивиденды, но Джек-пот интеграционного объединения ещё не разыгран, зато неуклонно растёт его бюджет.
 
Путин публично признал позитивную динамику, которую набирает белорусская экономика. Несколько лет назад страны приняли совместный антикризисный план, и всё же каждая из кризиса выходила по-своему. Решения, принимаемые белорусским правительством, может, и не всегда были популярными, зато оказались оправданными, особенно на перспективу.
 
Итогом переговоров, которые в этот раз длились недолго, что говорит о заранее снятых вопросах и единстве позиций обоих президентов, стали конкретные договорённости. Беларусь и Россия парафировали генеральный контракт на строительство белорусской АЭС, подписание которого ждут в июне. Пожалуй, это самый масштабный совместный проект в истории Союзного государства. Открывается первый этап финансирования проекта в размере 204 миллионов долларов. А сама станция, по словам главы «Росатома», будет отвечать самым высоким требованиям безопасности.
 
Принято решение о выделении Беларуси очередного, третьего транша кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, после чего речь пойдёт о четвёртой очереди. Страны также готовы на равных участвовать в госзакупках и выйти на единые условия сертификации и продвижения товаров. Для этого белорусская сторона предложила выпускать товары под знаком «Товар Таможенного союза», по аналогии со «Сделано в Евросоюзе».
 
Сделана заявка на серьёзный инвестиционный проект – президенты обсудили вопросы создания холдинга «РосБелавто» на базе активов КамАЗа и МАЗа. Успех проекта станет хорошим примером для других отраслей реальной экономики, – согласились оба лидера.
 
Ещё один вопрос – логистика. Российская сторона предложила свои морские порты для перевалки грузов, до этого белорусские нефтепереработчики и калийщики работали через терминалы Балтии.
 
Политический итог встречи президенты выразили в совместном заявлении, где отметили стратегический характер отношений между двумя странами. Формирование Евразийского экономического союза с участием Беларуси, Казахстана и России определено как совместная геополитическая задача, двери для которого открыты всем партнёрам по СНГ.

Кому не требовалось особого приглашения, так это комарам. В загородной резиденции в Заславле во время выступления Путина и Лукашенко перед прессой они кусали двух президентов не меньше, чем простых смертных. Но, как пошутил Путин, крови у него и до белорусских комаров уже успел попить нынешний посол Беларуси в России Андрей Кобяков, кстати, уроженец Москвы.
 
Кроме того, договорились координировать усилия против попыток вмешательства во внутренние дела кого-либо из участников Союзного государства. О чём чуть позже Путин рассказал лично европейским лидерам на переговорах в Берлине и Париже, куда отправился сразу после Минска.
 
Именно в Лукашенко Путин находит основного союзника в реализации сегодняшней сверхзадачи российской внешней политики. Формирование на постсоветском пространстве жизнеспособной интеграционной структуры, которая могла бы выступать равным партнёром Евросоюза. Эту цель Путин вполне отчётливо формулировал ещё в предвыборный период на страницах газеты «Известия». И подтвердил уже в первых президентских решениях, относящихся к сфере внешней политики. В унисон и выдвинутая белорусским Президентом идея «интеграции интеграций», предполагающая создание на платформе ЕС и ЕЭП общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Оба лидера видят себя в европейском контексте. Понимание того, что проделать предстоящий путь можно только в союзе, собственно, и определило политический фон минских переговоров.
 
Второй день официального визита российского президента носил скорее протокольный характер. Перед отлётом Путин возложил венок к монументу Победы в Минске и после чего сразу направился в аэропорт, где его ожидал Лукашенко. Президенты продолжили общение в зале, но уже за закрытыми дверями, без прессы. Все итоги уже подведены, планы оговорены, часы между Минском и Москвой сверены до секунды. Как заметили журналисты, настроение обоих лидеров было приподнятое, что говорило о дружеской ноте и удовлетворении от встречи, которая, не исключено, может стать новым этапом в белорусско-российском диалоге.
 
Официальный визит Президента России в Беларусь завершился 1 июня. Переговорами остались довольны оба лидера и Беларуси, и России. Более того, как отметил Александр Лукашенко, нынешняя встреча с Владимиром Путинным оказалась важнее многих экономических договорённостей, которые сегодня существуют между нашими странами. Главы государств ещё раз подтвердили стратегический характер двусторонних отношений, а для их развития определили новые направления. Ну, а чтобы детальнее всё обсудить, Владимир Путин пригласил своего белорусского коллегу посетить с официальным визитом Россию в удобное для Александра Лукашенко время.
 
Визит, надо полагать, состоится скоро, ведь ближайшие родственники встречи надолго не откладывают. А Владимир Путин из Минска направился в Берлин на встречу с Ангелой Меркель. И, традиционно, его самолёт задержался.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram