С 27 июня практически все лекарства можно будет приобрести только по рецепту. Минздрав предупреждает – таково требование Всемирной организации здравоохранения. Да и самолечением многие несознательные граждане доводят медиков до сердечного приступа.
Синдром отмены
С 27 июня практически все лекарства можно будет приобрести только по рецепту. Минздрав предупреждает – таково требование Всемирной организации здравоохранения. Да и самолечением многие несознательные граждане доводят медиков до сердечного приступа.
 
Так-то оно так. Но вот сами пациенты относятся к нововведению с большой опаской. И сказать, что для этого нет причин – значит, погрешить против истины.
 
Арсенал у Валентины Жуковой внушительный – счёт лекарствам идёт на десятки. Но неделю назад пенсионерку из Гомеля ошарашили – с 1 июля свои медикаменты она уже не сможет купить, как раньше, просто придя в аптеку. Для этого будут нужны рецепты.
 
Придумали всё в Министерстве здравоохранения. Решили, что наступило время, когда подавляющее большинство лекарств в Беларуси должно продаваться только с визой врача.
 
Геннадий Годовальников, заместитель министра здравоохранения Беларуси, директор департамента фармацевтической промышленности: «Испокон веков с создания самой медицины и фармации все лекарства делятся на две большие группы. Одна – простые лекарства, которые обладают минимальным набором побочных реакций, отпускаются без рецепта врача. Вторая группа содержит более сильные активные компоненты, которые оказывают более сильное воздействие на организм. Эти лекарства отпускаются по рецепту врача».
 
Давайте разберёмся. В Беларуси сейчас зарегистрировано около 6 тысяч лекарств. Из них только 900 отпускаются свободно. Остальные – по рецепту. Правда, некоторые медикаменты, если очень попросить, антибиотики, например, в аптеке все отпустят и так. Медики возмущаются – мол, мы совсем потеряли контроль за лечением пациентов. Им уже не нужен врач, они сами всё знают!
 
Но за всю историю новейшей Беларуси пациенты ни разу не сталкивались с ограничениями. Почему же именно сейчас решили ввести такое решение?
 
Людмила Жилевич: «В последнее время в аптеку приходит пациент и сам определяет, чем ему лечиться. И вот эта проблема повела за собой очень много других проблем. В результате самолечения мы получили очень много осложнений, и особенно эти осложнения связаны с назначением антибиотиков».
 
Желание Минздрава понять можно. Первую попытку упорядочить отпуск лекарств в аптеках предприняли ещё осенью прошлого года, но тогда в планы врачей вмешалась эпидемия простудных заболеваний. Очереди к докторам выстроились такие, что рецепты выписывать просто не успевали. И ограничение быстренько приостановили. Попытка №2 запланирована на это лето. И всё преподносится под тем же соусом – борьба с самолечением.
 
Теперь рецепты понадобятся на все антибиотики, сильные обезболивающие, психотропные. Что совершенно понятно, но в списке ещё и сердечно-сосудистые препараты, лекарства от аллергии и некоторые не гомеопатические противовирусные препараты. Вне чёрного списка – лёгкие лекарства от головной, мышечной, зубной боли, от кашля, насморка, боли в горле, жаропонижающие препараты, витамины и травяные сборы. Формула здоровья от Минздрава: человеку нужен препарат – он идёт к врачу – тот выписывает рецепт – в аптеке продают.
 
Геннадий Годовальников, заместитель министра здравоохранения Беларуси, директор департамента фармацевтической промышленности: «Минздрав просто хочет, чтобы был порядок в отпуске лекарственных средств и чтобы человек, занимаясь самолечением, думал о своём здоровье, о побочных реакциях. Ведь любое лекарство – это химическое вещество. А любое химическое вещество – это яд! И только руки профессионала и доза делают его лекарством».
 
И в Министерстве предложили сразу несколько решений. Пациентам с хроническими заболеваниями срок действия рецепта продлили до 6 месяцев. В поликлиниках ввели новую должность – помощник врача. 811 специалистов уже работают и имеют право выписать рецепты. Таким же правом теперь наделены и больницы. После лечения человек вместе с эпикризом получит рецепты. Могут помочь и платные консультативные центры, где тоже можно получить заветный бумажный корешок. Наконец, рецепт могут оформить на дому, если человек не может добраться до поликлиники, это касается, прежде всего, инвалидов 1 и 2 группы. А в период эпидемии простудных заболеваний правом выписать рецепт наделят и бригады скорой помощи.
 
Казалось бы, всё хорошо. Есть предложение – есть решение. Всем сестрам – по серьгам, а больным – по рецепту. Но люди обеспокоены. И на то есть основания. В квартиру гомельчанки Ольги Колгушкиной болезни заглядывают часто. У неё трое детей, и все разного возраста. Быстрее встать на ноги помогают антибиотики. Схема прописана врачом, и многодетная мать уже выучила её наизусть. Но с июля все антибактериальные препараты окончательно переведены на особый режим. И Ольга уже готовится к испытаниям – часовым очередям к врачу.
 
Ольга Колгушкина, житель г. Гомель: «Мы переселились в новый микрорайон, людей здесь много, поликлиника одна. Она не расширяется. Под кабинетами очереди, в которых можно просидеть не один час».
 
На каждого маленького пациента доктор и сейчас не может позволить себе потратить более 5 минут. А потом ещё нужно оббежать пациентов на дому. В период эпидемий адресов бывает до 40. Врачей не хватает. И во взрослых поликлиниках ситуация ничуть не лучше. К узким специалистам надо записываться за месяц. В Минздраве проблему нехватки персонала в поликлиниках и больницах не скрывают. Но смотрят на проблему с оптимизмом.
 
Людмила Жилевич: «На сегодняшний день есть огромное количество выпускников, которые пришли в наши медицинские учреждения и они направлены в первичную помощь. Молодое поколение закроет эти бреши».
 
Но, по статистике, только в первый год после окончания отработки по обязательному распределению уезжает третья часть молодых врачей. Причина проста и банальна – заработки в России или Польше выше. А образование в белорусских медицинских вузах традиционно хорошее. Мы решили сами проверить, какова ситуация в наших поликлиниках и больницах, но и врачи, и медсёстры что-либо говорить отказываются. В неформальной беседе поясняют – боимся потерять работу. Никаких интервью. Но всё же нам удалось разговорить Марину. Она работает медсестрой в терапии поликлиники одного из районных центров страны. И по понятным причинам, разговор на условиях полной анонимности.
 
Марина, медсестра: «Знаете, не всё так хорошо. Вот у нас почти половина врачей – пенсионеры. Но это не из-за того, что они хотят работать. Просто больше некому! У нас уже у всех шок – в поликлинике очереди постоянные. Люди ругаются, нас оскорбляют. А теперь будут ещё хуже. Это будет кошмар. Помощник врача? Смешно! Один он ничего не успеет. Всё равно медсёстры и врачи всё будут делать. Выписывать рецепты на дому – это больше времени. Доктор просто не успеет обслужить все вызовы. У нас и так людей нет, как мы будем работать – не знаю. Надо увольняться, потому что квартиру я не построю, зарплата небольшая, а стрессы и конфликты постоянные. Мне и себя жалко, и врачей. И пациентов жалко. Люди не виноваты. Но это будет какой-то кошмар».
 
Но если в городе пациентам есть, к кому обратиться, пусть и спустя несколько часов, то в сельской местности ситуация куда более критичная.
 
Елена Москалевич в аптеку ходит чаще, чем за продуктами. Половина пенсии остаётся здесь. Взамен – лекарства от повышенного давления. Ещё тревожат сердце, суставы. Чем лечиться, бабушка хорошо знает – 40 лет отработала медсестрой. Но, говорит, так грустно, как сейчас, не было никогда.
 
Когда-то в деревне Хотенчицы Вилейского района была своя больница на 40 коек, потом амбулатория, но и её закрыли три года назад. Единственной отдушиной, которая ещё предлагает здоровье, стала вот эта невзрачного вида аптека. Но что будет с 1 июля, местные жители, большинство из которых пенсионеры, не знают. Ближайший доктор, который может выписать рецепт, в 20 километрах отсюда. Добраться смогут не все.
 
Но, конечно же, Минздрав предлагает не умирать, а жить при правильном лечении. Для этого менять психологию. И одновременно вводит новшества. Не за горами – электронный рецепт. Кстати, его уже выдают в 34 столичной поликлинике.
 
Новшество, без сомнения, полезное. С его помощью можно анализировать, как лечится пациент, что ему выписывают. Да и время процедура экономит.
 
И пусть электронный рецепт экономит время врача и пациента, всё-таки пока человеку за ним нужно топать в поликлинику. Единой республиканской сети поликлиник и аптек пока нет. Но медики и тут уверены: увеличения очередей не будет! Во всяком случае – в городских поликлиниках.
 
Дмитрий Шевцов, главврач 34 районной центральной клинической поликлиники: «Возрастёт нагрузка на каких-то 10-15% всего лишь. Поликлиники с этим спокойно справятся».
 
Людмила Жилевич: «Мы просчитывали. Мы считаем, что очередь не увеличится. Потому что часть потока уйдёт через стационар, часть – через консультативные центры, часть – это инвалиды, они не придут в поликлинику, мы придём к ним».
 
Чтобы не бегать по этажам, Минздрав планирует вводить телефонные консультации, общение пациентов и врачей через Интернет, но бабушкам из деревни Хотенчицы не до Всемирной сети – им бы наяву доктора увидеть. Здесь вообще боятся, что и аптеку закроют. Хотя провизоры с медицинской точки зрения солидарны с врачами. А с коммерческой – даже готовы немного потерять.
 
Наталья Былинская, заведующая аптекой №13 предприятия «Белфармация» (г. Минск): «Уже сегодня люди принимают это как должное. Потому что лекарства небезопасны в любом проявлении – безрецептурный это перечень или рецептурный. Наш народ начинает грамотно подходить к этому вопросу уже сегодня. Я не думаю, что будет ажиотажный спрос».
 
О том, снизится ли прибыль в аптеках, если люди начнут покупать лекарства лишь по рецепту, а не сами и, как говорят медики, бесконтрольно, фармацевты умалчивают. Зато весь медицинский свет Беларуси уповает на мировую практику. У нас в среднем человек 13 раз посещает поликлинику, а на Западе в 2-3 раза меньше. Там невозможно купить препараты без рецепта. Только никто не говорит о том, что здесь и там – абсолютно разные системы здравоохранения.
 
Наталья Макеева, председатель наблюдательного совета ассоциации международных фармацевтических производителей в Беларуси: «Сама система здравоохранения в нашей стране ещё до конца не готова к строго рецептурному отпуску препаратов. Существующие в мире институт семейных врачей, страховая медицина позволяют разгрузить лечебные учреждения. Особенно семейные доктора, которые знают о хронических заболеваниях в семье и у детей, и у взрослых. Это облегчает возможность оказания медицинской помощи и, в частности, получения лекарств по рецептам в аптеках».
 
Действительно, в Германии при страховке в 300 долларов в месяц пациент должен идти к врачу и покупать лекарства строго по рецепту, пока не наберёт сумму в 600 евро. И только тогда можно обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации. Нет посещения врача – нет рецепта – отвечай за расходы и последствия сам. Похожая ситуация в Великобритании. В Польше государственная страховка окупает лишь первый визит к доктору, но зато лекарства, если на них выписан рецепт, обойдутся дешевле. Нет времени идти к врачу – плати дороже. Да и купить сможешь далеко не всё. Выбирай.
 
В общем, получается, что обязательные рецепты ещё раз обострили некоторые и без того наболевшие вопросы нашего здравоохранения. И обозначили необходимость реформ. Ведь людей беспокоит не сам рецепт как таковой, а гарантированная доступность его получения. А значит, возможность купить нужное лекарство. Ведь не секрет, что многие препараты, сертифицированные, например, в России, в Беларуси не продаются. Но врачи о них хорошо знают и предлагают родственникам искать оказию, чтобы привезти нужный препарат из Брянска, Смоленска, Москвы…. И возникает вопрос – если у нас Союзное государство и Единое экономическое пространство, может, и лекарственным возможностям пора стать едиными? Представители международных фармацевтических производителей в Беларуси тоже не против более быстрой и продвинутой сертификации, да и не против рецептов, но предлагают свой вариант развития событий.
 
Наталья Макеева, председатель наблюдательного совета ассоциации международных фармацевтических производителей в Беларуси: «Я думаю, нужно продумать какую-то поэтапность, постепенное введение. Может, это определённое ограничение медикаментов, может, удлинение срока действия рецепта, как и предполагается. Ну, и надо думать об изменении системы здравоохранения».
 
Ведь недаром говорят – все болезни от нервов. Так нужен ли сейчас дополнительный стресс пациентам, врачам и аптекам? Никто не подвергает сомнению правильность действий Минздрава, как и его шаги, направленные на стабилизацию ситуации. Просто сначала телефонные консультации, помощники врача и молодые специалисты на местах должны заработать. И не только в столице, но и по всей стране. А уж потом можно будет постепенно и безболезненно перейти на тотальный рецепт. Иначе возникает весьма неприятно состояние – синдром отмены. Предупредить который куда проще, чем потом лечить.

Подписывайтесь на нас в Telegram