Счётчик включён!

Если реклама – двигатель торговли, то работники сферы обслуживания – лицо страны, особенно если речь идёт о впечатлениях приезжих. На днях в Минском горисполкоме состоялся непростой разговор о такси. У многих есть претензии к этому виду транспорта. И чаще
Счётчик включён!

Если реклама – двигатель торговли, то работники сферы обслуживания – лицо страны, особенно если речь идёт о впечатлениях приезжих. На днях в Минском горисполкоме состоялся непростой разговор о такси. У многих есть претензии к этому виду транспорта. И чаще всего – обоснованные. Но и у таксистов есть что сказать как транспортному начальству, так и клиентам.

Многие люди, бездумно садясь в первую попавшуюся машину такси, даже не подозревают, что иногда такси может превратиться в настоящую ловушку.

С недавнего времени шашечки на двери автомобиля вызывают у Антонины нервную дрожь. Примерно в такой же дождливый день две недели назад девушка опаздывала на работу, поэтому позвонила в такси. Водитель подъехал буквально через 5 минут, но едва сев в машину, Антонина пожалела об этом.

Заблокировав двери, таксист всё же довез девушку до нужный улицы. Таксометр он не включал, но когда назвал сумму, у Антонины округлились глаза. Заплатив фактически в тройном размере, испуганная девушка поспешила выбраться из машины. Она была уверена: за такое водителя как минимум уволят, а то и привлекут к ответственности, но не тут-то было.

Антонина, пассажир: «Я сразу же позвонила в службу, через которую вызывала такси и всё рассказала. Но мне ответили: «Извините, вы, наверное, что-то перепутали, потому что у нас такой машины нет, такие у нас не работают». И всё. Чека у меня нет, и доказать что-то я не могу».

Игорь Верховец, директор одной из самых крупных служб такси Минска, уверяет: от подобных случаев не застрахован фактически никто. Всё потому, что городские улицы заполонили полулегальные фирмы.

Игорь Верховец, директор службы такси: «Там заявляют, что такого заказа не было. Т.е. извините, но претензия не принимается. Им невыгодно хранить заказы нелегалов, которые у них как мёртвые души».

Избегая налогов, такие фирмы активно теснят добросовестных перевозчиков. Они снижают цены и переманивают клиентов. На первый взгляд, пассажирам это выгодно, ведь поездка обходится дешевле. Но ведь неизвестно, чем такая поездка закончится. Даже в случае аварии не будет никакой страховки. Конкурировать с нелегалами невозможно. Легальным таксистам едва хватает денег на ремонт машин. Про обновление парка не идёт и речи. И вряд ли в ближайшее время ситуация изменится кардинально.

Игорь Верховец, директор службы такси: «Ещё 5 лет назад белорусский парк такси был на среднем европейском уровне. Теперь машины стремительно устаревают. Впереди Чемпионат мира по хоккею, и мы можем встретить гостей на добитых машинах, как говорится, на корчах».

Сейчас в сфере такси рыночное ценообразование, государство в этот вопрос не вмешивается. Но основные перевозчики теперь обращаются к властям с просьбой ввести минимальную границу тарифа. Например, привязать стоимость километра к литру бензина.

Игорь Дадалко, заместитель директора учреждения «Столичный транспорт и связь»: «Такой вопрос сейчас рассматривается. Мы будем принимать решения, думаю, будет установлен какой-то минимальный тариф».

А вот в Польше, которая этим летом принимает футбольный чемпионат, нелегальные таксисты – уже история. А по маршрутам колесят фактически новые машины.

Центральный вокзал в Варшаве. Именно здесь в любое время дня и ночи можно увидеть машины с русалкой – главным элементом столичного герба. Варшавский рынок, по словам самих водителей такси, сегодня самый насыщенный в стране. На два миллиона жителей приходится целых восемнадцать фирм радио-такси, то есть…

Анджей Кордас, вице-председатель профсоюза водителей такси г. Варшава: «Вопрос деятельности корпорации, уверены мои коллеги, должен быть определён серьёзными законами. Тем более что владелец фирмы, работающей на радиоволне, обязан принимать на себя ответственность, высылая водителя на заказ. И подобные заказы должны распространяться исключительно на водителей с лицензией.

Ещё двадцать лет назад садиться за руль любого автомобиля и таксовать хоть по 24 часа в сутки могли все желающие, нынче на трассах только новые машины, а за рулем только те, кто сдал специальные государственные экзамены и получил лицензию. Подобная система не только в столице, но и в малых городах.

Эдвард Плона, владелец фирмы такси г. Ломжа: «Каждая машина в моей фирме имеет радиосистему связи. Обязательна для каждого водителя личная фискальная касса и счётчик. Без этих устройств водитель просто не имеет права выезжать в город. Чек за проезд даёт право пассажиру проверить, не обманул ли его водитель, и в случае чего подать жалобу в адрес руководства фирмы».

Если у водителя нет фискальной кассы и счётчика – ему прямая дорога в суд. А вот если машина прокуренная и грязная, водитель невежлив, чемодан не поднёс и ещё и лукавит, пытаясь содрать втридорога и чек не выдать, такому век клиента не видать. Ведь пара таких «нехороших» такси – и репутация загублена навсегда.

Анджей Кордас, вице-председатель профсоюза водителей такси г. Варшава: «Самое главное – кто в новой фирме будет работать. Как фирма будет бороться за клиента на этом рынке. Речь идёт и о ценовой политике. Для того чтобы сегодня начинать эту деятельность, следует иметь огромный капитал».

Кстати, говоря о капитале, имеют ввиду не просто деньги на один-два автомобиля. Если появляется новая фирма, то сразу со своим автомобильным парком, взятым в лизинг, новой маркетинговой стратегией, социальным пакетом для водителей. Бюджет такой фирмы в Польше не менее полумиллиона долларов. Правда, Минюст планирует облегчить административное бремя таксистов. Но те сопротивляются. Чем легче начать бизнес, уверены они, тем больше безответственных конкурентов. А значит, потеря респектабельности.

Опасаясь грядущих изменений, сами водители такси выступают за более жёсткое регулирование их деятельности. А министра юстиции, которого по праву считают автором нового закона, призывают прислушаться к своему мнению. В противном случае ещё в мае нынешнего года Польшу может ждать масштабная забастовка.

Несмотря на экономические трудности, многие белорусские перевозчики уже готовы к туристическому сезону. Например, в этой фирме активно преодолевают языковой барьер и надеются поработать с гостями Чемпионата мира по хоккею.

Антонина Малашенка, заместитель директора службы такси: «У нас уже 70% водителей обладают довольно высоким уровнем английского языка, по крайней мере, достаточным для того, чтобы общаться с клиентами. К Чемпионату они его ещё на порядок подтянут».

Кроме того, для водителей ввели дресс-код. Белых рубашек и галстуков пока не требуют, но шорты, майки с короткими рукавами и спортивные костюмы категорически запрещены. Следят и за внешним видом машин. Техническое состояние проверяют ежедневно. Но организации такого уровня – скорее исключение. Чтобы самостоятельно оценить ситуацию с белорусскими такси, мы вместе с транспортной инспекцией направились в рейд и уже на первой стоянке едва не попали в аварию. Увидев инспекторов, некоторые рванули врассыпную.

Однако скрыться успели не все. Например, у этого водителя, который активно пытается скрыть своё лицо от телекамеры, не оказалось вообще никакой лицензии. Машина даже техосмотр не проходила. Мужчина уверяет, что он вовсе не таксист. А по машине и не скажешь. На машине наклейки одной из зарегистрированных служб, но водитель мог давно расторгнуть с ней контракт, а наклейки оставить для прикрытия.

Олег Якшевич, заместитель начальника транспортной инспекции по г. Минску и Минской области: «Внизу таксометр стоит, рация с радиоподдержкой. Принимает заказы без лицензии. Направим документы в налоговую».

А у этого таксиста с лицензией всё в порядке, но поездка с ним вряд ли будет безопасной. Он уже который день без выходных, работает на износ. И все оправдания похожи.

Водители маршрутных такси по нарушениям не отстают от своих «легковых» коллег. Зачастую пассажиры ездят без билетов стоя. В случае аварии они не только более уязвимы, но и вряд ли получат страховку. На штрафы, а они с увеличением базовой бывают с шестью нулями, водители реагируют нервно.

В этом такси с культурой всё в порядке. Здесь работают только девушки. За год с момента открытия женского такси в Могилёве – ни одного инцидента. Ни со стороны таксистов, ни со стороны пассажиров. Водители здесь – исключительно представительницы прекрасного пола. Блондинка Юлия признаётся: как только мужчины видят её за рулем, у них сразу возникает желание воспользоваться именно этим такси. Даже в булочную. Но пассажирами женского такси могут быть только женщины и дети. Мужчину допускают лишь в качестве сопровождающего ребёнка.

Юлия Кравченко, водитель женского такси: «Для некоторых это гарантия спокойствия, что к ним никто не пристанет. Мужчины водят лучше от природы. У них лучше сноровка, скорость, реакция. Но с нами доехать надёжнее, приятнее».

Сами пассажирки главным аргументом в пользу женского такси считают безопасность.

Спрос на женское такси стабильно высокий, поэтому, скорее всего, подобная услуга станет для Беларуси традиционной. Кстати, что касается традиций, то здесь пальма первенства у Великобритании.

Самые первые правила для общественного транспорта в Лондоне были введены ещё в 1906 году. И уже тогда содержали достаточно серьёзные требования к работе такси. Так, одним из основных условий получения лицензии на право заниматься частным извозом была необходимость доказать маневренность своей машины. Радиус разворота автомобиля не должен был превышать 25 футов (около 8 метров). Далеко не все автопроизводители того времени могли обеспечить такие показатели. Зато именно благодаря таким требованиям лондонские кэбы до сих пор свободно маневрируют, разворачиваются и паркуются на оживлённых, узких и часто переполненных улицах столицы.

Британские такси, традиционно называемые блэк-кэб, хотя сегодня могут быть и другого цвета, известны всему миру благодаря необычной внешности и феноменальной надёжности. Более того, нигде, кроме Британии, не выпускают автомобили, которые используются исключительно как такси.

Патрик МакКормак – водитель с 17-летним стажем – уверен, что с прошлого века и до наших дней требования к кэбам и их хозяевам лишь усложнились, но это в порядке вещей, ведь главное условие – это безопасность пассажира такси и остальных участников дорожного движения.

Патрик МакКормак, таксист: «Кэб – это наша рабочая лошадка! И потому заслуженно требует ухода и внимания. Того, что мы называем «полная боевая готовность», иначе техосмотр – чтобы пройти его, нам надо предпринять в сотни раз больше усилий, чем рядовым автолюбителям. И эта сложная процедура находится под тщательным контролем ведомства, выдающего нам лицензии».

Лицензию на частный извоз в Лондоне уже четыре столетия выдаёт полиция, сроком на три года. К лицензии прилагается номерной жетон, автомобилю присваивается специальная табличка с номером лицензии и указанием количества пассажиров, которое он вправе перевозить за раз. Также лицензия даёт право подбирать клиентов на улице. Далеко не все компании такси имеют такую возможность: дешевле получить право организовать заказ такси по телефону. Такой кэб ни за что не остановится, если вы голосуете на дороге, ведь это чревато большим штрафом и потерей лицензии.

Патрик МакКормак, таксист: «Лицензия – самое сложное в нашей профессии. Чтобы её получить, надо потратить минимум три года плюс большие деньги, и потом постоянно обновлять. Кроме того, каждые 15 лет машину необходимо менять на новую».

Всё это и постоянно дорожающий бензин делают английские такси одними из самых дорогих в мире. Несколько лет назад возмущённые этим обстоятельством власти приняли закон о максимальных тарифах. Сегодня базовый тариф составляет два доллара двадцать центов за посадку плюс доллар двадцать за каждый последующий километр. Дополнительная плата за поездку в часы пик и праздничные дни. Чаевые почти обязательны и составляют 10-15% от показания счётчика. Теоретически в лондонском такси можно и поторговаться, но, как правило, джентльменам это не к лицу.

Есть, пожалуй, одна черта, которая объединяет любое такси мира – экстремальность профессии. И если в США водитель отгорожен от клиентов защитным стеклом, то у белорусских таксистов такой страховки нет. Для минского таксиста Андрея одна поездка превратилась в кровавый кошмар.

19 ножевых ранений оставили лишь призрачный шанс. Несколько месяцев Андрей был между жизнью и смертью. Долгое время питался жидкой едой через трубочку, вставленную в шею. Но вскоре снова сел за руль. Говорит, такси для него не больше, чем работа, но и не меньше, чем судьба.


Подробности – в видеосюжетах наших корреспондентов

Подписывайтесь на нас в Telegram