Уходящая неделя на высшем уровне прошла под знаком экономики. В течение нескольких дней Президент Лукашенко принимал с отчётами губернаторов, а в пятницу провёл большое совещание по приватизации.
В честные руки
Уходящая неделя на высшем уровне прошла под знаком экономики. В течение нескольких дней Президент Лукашенко принимал с отчётами губернаторов, а в пятницу провёл большое совещание по приватизации.
 
Вместо спецодежды – модные костюмы для спорта, отдыха и сна. После простоев в работе – гарантированные заказы, стабильная загрузка на новом оборудовании и достойная зарплата. Новейшая история Узденской швейной фабрики теперь делится на 2 периода – до прихода инвестора, когда предприятие было в управлении государства, и после перехода в собственность частной компании в 2009 году. Теперь здесь шьют под брендом «Формэль». Это, как гласит рекламный слоган, одежда для энергичных и дерзких особ, которые хотят выделяться из толпы. Компания, развив продажи, задумалась о расширении собственного производства. Теперь Узденская, Стародорожская и Слуцкая швейные фабрики в одних частных руках.
 
Светлана Сипарова, директор компании «Формэль»: «В самом плохом положении была Узденская фабрика. Она до нашего прихода простаивала, несла убытки. Теперь же всё наладилось».
 
Это пример, когда теоретические преимущества приватизации совпадают с практикой. Как в учебнике по экономике: после покупки предприятия новый собственник вкладывает средства в развитие и модернизацию производства, создаёт новые рабочие места. В масштабах страны приватизация усиливает конкуренцию и даёт импульс развитию экономики.
 
Залоговые аукционы, скупка заводов по заниженной стоимости, благодаря связям и без конкурентной борьбы. Итогом этого процесса в России стало появление олигархов и сильное экономическое расслоение общества. Даже сами участники тех событий вспоминают.
 
Каха Бендукидзе, бизнесмен (Россия): «Для нас приватизация была манной небесной. Она означала, что мы можем двинуться вперёд и скупить у государства на выгодных условиях то, что захотим. И мы приобрели жирный кусок из промышленных мощностей России. Самое выгодное вложение капитала – это скупка заводов по заниженной стоимости».
 
До сих пор 80% россиян считают приватизацию, или по-другому «прихватизацию», аморальной и готовы к пересмотру её итогов. Несмотря на давность лет, этот вопрос был ключевым во время недавних президентских выборов в России. Отсюда отчасти понятно, почему в Беларуси к приватизации относятся максимально щепетильно. На прошедшем совещании, предваряя обсуждение, Александр Лукашенко обозначил основные позиции по этому вопросу.
 
Александр Лукашенко: «Речь идёт о купле и продаже государственной собственности – фабрик, заводов и предприятий, построенных многими поколениями наших людей. Я ещё раз подчёркиваю, на президентских выборах, на первых порах особенно, мы эту тему стороной не обходили. Мы всегда говорили, что мы не против приватизации. Но, во-первых, обвальной приватизации в стране как не было раньше, так и не будет теперь. Этот вопрос не обсуждается, пока я Президент. Не буду я Президентом, тогда вы уж тут смотрите, как будете продавать предприятия, собственность, землю, может, и страну в целом. Хотя, если я буду жив, я буду всегда выступать против этого. Поэтому никакой обвальной приватизации. Но это нормальный процесс, когда собственность государства (и предприятия, и другие формы собственности) продаются и покупаются. Но мы говорили о том, что приватизация в нашей стране должна носить точечный характер. Если вы хотите понравиться Международному валютному фонду, Европейскому союзу, Америке, России или ещё кому-то, объявив, что мы продаём что-то, тогда не со мной и не при мне. Нравиться тем или иным государствам и объединениям – это хорошо, это надо, но не этой ценой. Великий Дэн Сяопин говорил: «Не важно, какая кошка, лишь бы она ловила мышей». Не важно, какое будет предприятие: государственное, частное, акционерное... Главное, чтобы там выпускали достойную продукцию, которая имела бы рынки сбыта, платили бы нормальные деньги белорусам, которые там работают, и не забывали платить налоги».
 
Изначально правительство вынесло на обсуждение два постановления. Первое уточняет план приватизации на 3 года, второе касается перечня стратегических предприятий, имеющих особо важное значение для государства. Этот список был расширен с 39 до 134 организаций. Предполагалось, что их приватизация будет вестись на особых условиях. Александр Лукашенко такой подход раскритиковал.
 
Александр Лукашенко: «Во-первых, все предприятия могут быть приватизированы. Зачем здесь делить предприятия на «очень нужные» и «ненужные»? Вы знаете, это даже некорректно по отношению к населению. На «очень нужных» предприятия, конечно же, работают очень нужные для страны люди. На предприятиях, которые не очень нужны государству, работают не очень нужные люди для страны. Это что, нормально делить людей на нужных и ненужных? Ведь так народ может подумать. Все предприятия важны для страны, где работают наши люди. Они все важны. Поэтому зачем их делить на стратегические и нестратегические?».
 
В связи с этим любое предприятие может быть приватизировано. Любое, без исключения.
 
Александр Лукашенко: «У нас к ряду стратегических предприятий относился «Белтрансгаз». Он был запрещён к приватизации. Приватизировали? Да. Так зачем нам опять тень на плетень наводить? Надо раз и навсегда определить: нет обвальной приватизации, она носит точечный характер, если это нужно государству, и все предприятия в Беларуси могут быть приватизированы, вопрос только в цене. Мы сегодня говорим о том, что мы не против приватизации даже такого стратегического предприятия, как «Белкалий», который приносит нам в лучшие годы до 3 млрд долларов дохода в страну. Мы не против. Но мы определили цену – сегодня она свыше 30 млрд долларов. У нас был предусмотрен порядок приватизации. Чем он вас не устраивает? Нормальный порядок: у нас есть два уровня собственности: коммунальная, ответственности местных органов и республиканская».
 
Сейчас доля государственного сектора в ВВП страны, по разным оценкам, колеблется от 70 до 80%. Это значительно выше, чем в соседних странах. Согласно трёхлетнему плану с 2011 по 2013 годы правительство готово отдать в частные руки около 250 предприятий. В основном это небольшие организации с не самой высокой производительностью труда.
 
Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси: «Это, как правило, коллектив, численностью 200-300 человек, где выработка на одного занятого составляет порядка 1000 долларов в месяц, зарплата около 200 или немножко выше. Как известно, целевая задача этой пятилетки — выработка в 500 долларов на одного занятого в месяц. То есть для выполнения задания программы, производительность надо конкретно увеличивать в разы. Поэтому приход инвестора – это, конечно, возможность найти ресурсы и прибавить в развитии».
 
Уже в первый год программы выяснилось, что амбициозные планы выполнить не удастся. В 2011 году на торги были выставлены акции 140 предприятий. Покупателей нашли лишь 38.
 
Роман Осипов, инвестиционный консультант, глава Департамента инвестиций инвестиционной компании: «Важна конкуренция среди покупателей. Это выгодно государству – можно получить хорошую цену. И предприятию – если инвестор платит, он заинтересован развивать».
 
Важный момент приватизации – и в Беларуси с этим уже столкнулись – способность отличить серьёзного инвестора от спекулянта, который нацелен на получение быстрой прибыли от перепродажи или банкротства. Один из признаков – репутация компании. Если у неё хорошая инвестиционная история, то такому покупателю можно доверять.
 
Резонансным получился случай с Брестским чулочным комбинатом. Его акции долгое время и прибыль не приносили, и спросом не пользовались. Затем неизвестный покупатель предложил держателям – а это в основном пенсионеры и бывшие работники предприятия – по 90 000 за акцию. И скупил практически все. Потом цена выросла до полумиллиона. И люди почувствовали себя обманутыми, хотя по закону всё правильно.
 
Одно из поручений Президента: приватизация в Беларуси должна быть максимально прозрачной, надо законодательно перекрыть серые схемы и различные лазейки. Выгоду должны ощутить в первую очередь те, кто работает на предприятии. Далеко не каждый инвестор об этом думает. Контроль – дело местных властей.
 
Александр Лукашенко: «Меня в последнее время настораживает информация от губернаторов. И не далее как вчера один из губернаторов рассказывал нам о приватизации и о том, к чему она привела. Сегодня надо Президенту брать топор и вырубать эти процессы. Когда наши предприятия вроде и неплохо работали после приватизации, а сегодня стали объектами махинаций. Кто за это потом будет отвечать?».
 
О каком именно случае идёт речь, Президент не уточнял. Но возможно, о Волковысском строительно-монтажном тресте 32.
 
В декабре прошлого года у 71 семьи из Волковыска появилась надежда, что в 2012 у них появится собственное жильё. В райцентре началось строительство жилого дома. Работы начал местный строительно-монтажный трест номер 32. Правда, радость будущих жильцов была недолгой.
 
Екатерина Ульдинович, председатель ЖСПК-65 (г. Волковыск): «Начались сразу проблемы с договором. С пунктами в нём. Не могли прийти к общим пунктам. А уже на самом последнем собрании была оговорена сумма 10 миллионов».
 
Стоимость одного квадратного метра оказалась даже выше расценок в столице. Строительно-монтажный трест заложил в цену свои возможные риски –180%! Строители, по сути, решили, что члены кооператива должны застраховать их бизнес. Застройщиков это не устроило и на заседании в местном райисполкоме они выбрали другую подрядную организацию. Те предложили построить жильё по 5 миллионов за квадрат. А работы, уже проведённые стройтрестом, оплатить.
 
Анатолий Вадим, начальник управления капитального строительства Волковысского райисполкома: «Разговор вёлся так, что все работы, которые выполнены, они на субподряде опроцентовывают, мы им оплачиваем, а материалы, которые завезены и не вложены, они вывозят. Мы согласились, подрядчик был не против. Единственный вопрос остался – башенный кран. После того, как это совещание произошло, после обеда к вечеру началась эта канитель. Якобы вывозка материалов, но и в тоже время разборка работ, которые были выполнены».
 
Руководство «СМТ-32» решило не только вывезти неиспользуемый стройматериал, но и разрушить то, что успели сделать. Акт вандализма, так происходящее назвали застройщики, удалось остановить. А после разгоревшегося скандала местный райисполком направил предложение акционерному обществу «СМТ-32» рассмотреть вопрос о снятии с должности генерального директора. Наблюдательный совет предприятия вопрос рассмотрел и …отклонил. Что, в общем-то, неудивительно. Дело в том, что контрольный пакет акций акционерного общества принадлежит самому генеральному директору и его жене. В 1993 году строительная организация по весьма скромной, говорят, стоимости для нового владельца стала акционерным обществом. Как стало известно нашему телеканалу, в отношении руководства треста прокурор Гродненской области возбудил сразу 2 уголовных дела. Проверке подлежит в том числе факт 2007 года, когда в результате махинаций с ценными бумагами в семейном бюджете директора оказалось более 900 тысяч долларов.
 
К слову, процедура возврата собственности государству, если владелец не выполняет оговоренные условия, стала одной из тем совещания у Президента.
 
Виктор Каменков, председатель Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь: «Мы говорим о совершенствовании механизма приватизации, а я буду говорить о механизме реприватизации. Чёткое прописывание в договорах этих моментов будет потом помогать легко возвратить предприятие от недобросовестного владельца. Среди критериев, которые сегодня обсуждались, я не увидел такого очень серьёзного критерия, как экономическая эффективность этих субъектов».
 
Как отметил Президент, условия приватизации в Беларуси просты: предприятие должно развиваться, платить налоги, его работники – получать зарплату. Открытость и честность – также немаловажные инвестиционные активы. По итогам совещания Александр Лукашенко поручил правительству выработать единый целостный документ по приватизации в Беларуси, где будут чётко и однозначно прописаны правила игры на хозяйственном поле. Также надо активнее привлекать белорусский бизнес. Богатый человек, если он, конечно, платит налоги и заработал капитал честно, должен ощущать себя в стране комфортно и чувствовать, что его бизнес надёжно защищён.
 
В студии «Контуров» – известный российский адвокат, специализирующийся на хозяйственных спорах, Алексей Бинецкий.

Подробности – в видеоинформации

Подписывайтесь на нас в Telegram