Летать или не летать?

В понедельник Беларусь и Россия на 4 часа прервали воздушное сообщение. В 6.20, сразу после того, как из Минска в Москву вылетел самолёт «Аэрофлота», из Росавиации неожиданно сообщили: для государственного перевозчика «Белавиа» российское небо закрыто. В
Летать или не летать?
В понедельник Беларусь и Россия на 4 часа прервали воздушное сообщение. В 6.20, сразу после того, как из Минска в Москву вылетел самолёт «Аэрофлота», из Росавиации неожиданно сообщили: для государственного перевозчика «Белавиа» российское небо закрыто. В свою очередь белорусский авиационный департамент приостановил полёты к нам российских авиакомпаний. Пассажиры застряли в аэропортах с двух сторон. И пока не было достигнуто временное воздушное перемирие, несколько часов провели в ожидании. Кое-кто при этом на свои дальнейшие стыковочные рейсы опоздал.
 
И вот в четверг в Москве начались непростые переговоры между авиационными властями двух стран. Предмет – как разделить огромное небо? Когда-то оно было одно на двоих. А вот сравнительно недавно его стали делить на троих и даже на четверых.
 
«Борьба за небо», «Воздушная тревога», «Авиационный скандал» – на этой неделе статьи газет и интернет-изданий Беларуси и России пестрили тревожными заголовками. Беспрецедентный случай – в понедельник утром авиасообщение между Минском и Москвой было прервано, и причина тому отнюдь не плохая погода.
 
В 6.20 утра по минскому времени в компанию «Белавиа» пришла телеграмма – российские авиационные власти отменяют все рейсы белорусского авиаперевозчика и отзывают лицензию на полёты. Любопытно то, что за десять минут до этого уведомления самолёт «Аэрофлота» благополучно покинул Национальный аэропорт «Минск» и взял курс на Москву. Следующий рейс должен был быть в семь утра. Но вместо приглашения на посадку пассажирам объявляют – вылет задерживается.
 
Это объявление прозвучит ещё не раз в течение дня. Заложниками ситуации стали более трёхсот пассажиров не только в минском, но и в московских аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово». Поскольку Беларусь, в качестве ответного шага, также отозвала разрешение на все регулярные рейсы российских авиакомпаний. Утомительное ожидание растянулось на несколько часов.
 
Михаил Кондрашов, пассажир авиарейса «Минск-Москва»: «Дальше у нас Краснодар. Ещё мы в 3 часа встали, из Гродно добирались. Уже тяжело – планы нарушились, пересадка не получится, тем более там дела».
 
Владимир Филипчик, пассажир авиарейса «Москва-Минск»: «Такой осадок не очень хороший. Две компании большие, а не могут поделить между собой небо, хотя оно для всех открыто».
 
Рафига Шабанова, пассажир авиарейса «Минск-Москва»: «Задержки бывают, тем более в зимнее время. Но задержка задержке рознь. Из-за причины. В этом конфликте, я считаю, пассажиры не должны участвовать, должны участвовать руководители».
 
Кстати, о причине. Всё-таки почему Россия закрыла для нашего перевозчика небо? По договору между Минском и Москвой ежедневно курсируют восемь рейсов. Четыре выполняет «Белавиа», ещё четыре – российские авиакомпании. Но накануне нового сезона Россия захотела иметь ещё и пятый рейс. Для новой в нашем воздушном пространстве авиакомпании «Сибирь». Белорусская сторона в интересах пассажиров его разрешила. Но только до 30 марта. А дальше – переговоры. Однако Росавиация неожиданно выдвигает ультиматум – или пятый рейс, или вообще ничего.
 
Игорь Чергинец, заместитель генерального директора Национальной авиакомпании «Белавиа»: «Удивительное решение, т.к. такие структуры, как авиационные власти, должны стоять на позиции защиты интересов пассажиров. Можно долго проводить переговоры, но пассажиры не должны страдать. Решения Росавиации поставило планы пассажиров под угрозу».
 
Спустя 4 часа в понедельник авиасообщение всё-таки возобновилось, стороны взяли тайм-аут до 29 марта. На этот день назначили переговоры. Беларусь в интересах пассажиров пошла на компромисс – россиянам временно снова разрешили пятый рейс, но при этом руководство «Белавиа» продолжает настаивать – самолёты и так летают полупустые. Загрузка 55%. Дополнительный рейс нашей авиакомпании экономически не выгоден. А поскольку перевозчики выполняют полёты на паритетной основе, то и у россиян должно быть четыре рейса. Любопытно, но в этой ситуации обе стороны настаивали на своей правоте и обе ссылались на один и тот же документ – Межправительственное соглашение о воздушном сообщении.
 
Сообщение на сайте Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси: «Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта от 12 декабря 1997 года предусматривает равные и справедливые возможности для перевозчиков двух сторон, а значит, паритет провозных ёмкостей и частот. Данным соглашением определены равные условия эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам, учитывающие взаимные интересы назначенных перевозчиков сторон, общественные потребности в перевозках».
 
А вот сообщение на сайте Росавиации: «Соглашение о воздушном сообщении между Российской Федерацией и Республикой Беларусь не предусматривает какого-либо регулирования по количеству полётов и количеству авиакомпаний как для белорусской, так и для российской сторон в воздушном сообщении между нашими странами».
 
Равные условия, о которых говорится в соглашении, подразумевают паритет. Однако отсутствие чёткой формулировки даёт россиянам основания по-своему трактовать этот документ. Впрочем, эксперты уверены, даже если дополнительный авиарейс российским перевозчикам не выгоден, они готовы пожертвовать прибылью… на время. Цель оправдывает средства. А цель – вытеснить с рынка белорусского конкурента.
 
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации (Москва): «Аэрофлот» попросил пятый рейс, ему дали, белорусская сторона согласилась на нарушение паритета. Зачем Беларуси собственная национальная авиакомпания? Что за глупости? Зачем она будет зарабатывать деньги? Мы у вас сами всё заберём. Вы же дали слабину. Германия совсем недавно предлагала России ввести «открытое небо», поскольку Lufthansa намного сильнее «Аэрофлота», введение либерализации перевозок даёт основную часть прибыли более сильному участнику. Россия отказалась от этого, но идея хорошая, и её применили против Беларуси».
 
К тому же россияне активно говорят – мол, раз у нас один Таможенный союз, то и воздушное пространство должно быть общее, но прибыль врозь. И упрекнуть кого-то тут трудно – каждый стоит на защите своих национальных интересов. А потому довольно резкий официальный комментарий гендиректора «Белавиа» вполне оправдан.
 
Анатолий Гусаров, генеральный директор Национальной авиакомпании «Белавиа»: «Считаем, что неожиданный отзыв Росавиацией ранее выданного разрешения, который привёл к остановке регулярного воздушного сообщения между двумя столицами, был спровоцирован «Аэрофлотом» с целью получения преимущества на белорусском рынке авиаперевозок. Поэтому в пресс-релизе от 26 марта «Аэрофлот» безоговорочно поддержал действия авиационных властей России, нанёсших ущерб значительному числу пассажиров авиакомпаний «Белавиа», «Сибирь», «Ютэйр», «Трансаэро», да и самого «Аэрофлота» в угоду бизнесу одной из российских авиакомпаний… Мы готовы к переговорам, но шантажа не потерпим».
 
Такова была перед переговорами в Москве официальная позиция «Белавиа». А вот заместитель гендиректора Игорь Чергинец в своём блоге в Twitter высказал личную, не лишённую юмора точку зрения.
 
Игорь Чергинец, заместитель начальника генерального директора НАК «Белавиа»: «Очень популярное решение! Хорошо. А не хочет ли тогда российская сторона пойти ещё дальше по пути полной либерализации? Предлагаю следующую «дорожную карту» (ещё один популярный с недавних времён термин). Беларусь и Россия в течение 1 года одновременно подписывают договор «Открытое небо» как между собой, так и с ЕС, США, Китаем. Полная либерализация, направленная на полное удовлетворение общественных потребностей жителей РБ, РФ и ЕС (и остальных)».
 
Пассажирам, по большому счёту, всё равно, бортом какой авиакомпании летать. Главное, чтобы рейсы были как можно чаще, а билеты как можно дешевле. Особенно, если собрался в дальнее зарубежье. И белорусы летают, но летают в основном из Москвы, Киева, Риги и Вильнюса.
 
Более того, теперь даже государственные организации, которые всё же считают деньги, для перелётов своих сотрудников государственного перевозчика выбирают не всегда.
 
Татьяна Игнатовская, партнёр юридической компании: «Наше государство никогда не задумывалось о том, сколько белорусских граждан летает из Литвы, имея возможность делать это из Беларуси. Только по соображениям цены, потому что там работает много компаний, и цена на их перевозки определяется рынком».
 
Когда цена выдержанная и обоснована затратами, которые составляют топливо, аэропортные сборы и какие-то другие, включаемые в тариф цены, цена получается сбалансированная. Мы не можем говорить о высокой или низкой. Нам в Беларуси пока вообще не с чем сравнивать. Мы можем сравнивать только с теми авиабилетами, которые мы покупаем, летая из других стран.
 
Вот ещё одно сравнение, и снова не в нашу пользу. По итогам прошлого года аэропорт Белграда (это столица Сербии), кстати, он тоже принадлежит государству, обслужил почти в 2 раза больше пассажиров, чем Национальный аэропорт «Минск». Два европейских государства, с примерно одинаковой численностью населения. При этом прибыль сербского аэропорта превысила 21 миллион евро. А вот какую прибыль в 2011 получил Национальный аэропорт «Минск», история скромно умалчивает. Найти эти данные так и не удалось.
 
Татьяна Игнатовская, партнёр юридической компании: «Идёт попытка дать заработать конкретному предприятию. Мы понимаем, что в целом, взглянув на отрасль по-другому и пытаясь её перестроить, чтобы она работала по рыночным принципам, мы не используем другие возможности. Государственный карман в любом случае один. Ну, не отдадите вы частному инвестору стратегическое предприятие перевозчика, ну, структурируйте по-другому расходы и доходы. И эффект экономический для страны будет очевиден в короткий промежуток времени».
 
Недовольно тарифной политикой, как и работой белорусских авиапредприятий в целом, и правительство. На этой неделе в Совмине подводили итоги их деятельности – нет стратегии, нет загрузки аэропортов, особенно областных, не умеют наши авиаперевозчики конкурировать. Если сравнивать белорусский рынок авиаперевозок, например, с латвийским, то опять же сравнение не в нашу пользу. Буквально за несколько лет AirBaltic из небольшой компании, которая также имеет статус национального перевозчика, превратилась в крупного регионального игрока. И это притом что со вступлением в Евросоюз на рынок хлынули так называемые лоукостеры – бюджетные авиакомпании, которые предлагают низкие цены и минимальный сервис. В итоге AirBaltic стала развиваться как авиакомпания-гибрид, успешно совмещающая модели низкобюджетных и классических авиаперевозчиков.
 
Кстати, вскоре в Беларуси, а именно в Витебске, появится ещё один перевозчик. Частный. Там решили развивать так называемую малую авиацию.
 
Географическое положение заинтересовало инвестора из Чехии, в ближайшее время в аэропорту Витебска совершат посадку сразу пять самолётов. Уже отсюда они будут развозить пассажиров. Первый рейс – в июне.
 
Анна Заблоцкая, заместитель председателя совета директоров группы компаний «Витавиа»: «Мы собираемся открывать как региональные, так и международные перевозки. Первые маршруты – «Витебск-Брест-Варшава», «Брест-Витебск-Москва» и «Гомель-Витебск-Калининград».
 
Инвестор готов вложить в проект 50 млн евро. Начнут с самолётов вместимостью 17 пассажиров, дальше – больше.
 
Анна Заблоцкая, заместитель председателя совета директоров группы компаний «Витавиа»: «В стране, в принципе, должна быть здоровая конкуренция, и мы не собираемся никоим образом двигать «Белавиа», мы хотим занять свою нишу. У людей должен быть выбор. Если человеку проще и легче улететь из Витебска, зачем ему ехать в Минск».
 
Между тем переговоры (авиационные власти двух стран заседали и в четверг, и в пятницу), судя по всему, ни к чему пока не привели. Стороны по-прежнему отказываются от комментариев. Информационные агентства со ссылкой на руководство «Белавиа» лишь сообщили: до 12 апреля включительно авиарейсы между Минском и Москвой будут осуществляться в заявленном режиме, то есть пять будут выполнять российские компании, четыре – наша. Что дальше, неизвестно, переговоры продолжатся. Главное, чтобы в этой непростой и затянувшейся делёжке неба не забыли о главном – интересах тех, для кого, собственно, и летают самолёты – о пассажирах.
 
В студии «Контуров» сложившуюся ситуацию комментирует независимый от авиации эксперт – известный российский адвокат, специализирующийся на хозяйственных спорах, Алексей Бинецкий.

Подробности – в видеоинформации

Подписывайтесь на нас в Telegram