На Ладожском озере исследовали затонувшую военную баржу

На Ладожском озере исследовали затонувшую военную баржу
Российские специалисты позвали в поисковую команду белоруса Игоря Матюка, знаменитого в узких кругах.

Его уникальная технология позволяет поднимать многотонные грузы подручными средствами.

Ладога уже вовсю трещит. Гигантские плиты наслаиваются одна на другую. Лёд дыбится. Местами – проталины. Но мы едем. На блокадную «Дорогу жизни». За рулем – белорус, известный далеко за пределами своей страны – Игорь Матюк. Местные жители его называют сумасшедшим. Более двух месяцев прямо посреди озера жила и работала интернациональная поисковая команда.

Мы находимся в самом центре легендарной «Дороги жизни». Добраться сюда – уже подвиг. До берега 12 километров. Ещё буквально пару дней – и находиться здесь будет просто опасно для жизни. Нужно будет сворачиваться. На озере уже большая трещина. Мы добрались сюда на этой технике. Это рукотворная машина. Её собрали сами поисковики. Её достоинство и особенность в том, что она не тонет. Прямо под нами, на глубине 12 метров, лежит уникальная железнодорожная баржа времён Великой Отечественной. Под завязку гружёная гражданской техникой и оборудованием. Немцы долго охотились за ней и потопили.

Толщина льда пока ещё около 70 сантиметров. Это успокаивает. Такая же была в 41-ом. Ладожское озеро тогда стало спасением для Ленинграда. «Дорога жизни» была единственной для блокадного города транспортной магистралью на большую землю. Зимой по льду. В сезон навигации – по воде. Её регулярно бомбили. Дно Ладоги сегодня – кладезь для музеев.

Михаил Дегтярёв, командир поискового отряда «Гвардеец»: «Судно оказалось огромным. 50-метровым. Оно 9 метров шириной. Оно уникально только из-за того, что оно – баржа для перевозки железнодорожных вагонов».

Их всего двое. Белорус и россиянин. В четыре руки они способны вытащить многотонный груз. Мозг команды – Игорь Матюк. Грамотно применил школьные знания. Сконструировал из подручных средств подъёмный кран. С одной стороны система блоков. С другой – укосина. Выполняет функцию стрелы крана. Между ними – лебёдка. Всё гениальное просто.

Игорь Матюк, руководитель поисковой группы Минской районной организации ветеранов-интернационалистов: «У нас в распоряжении лебёдка, которая на своём выходе тоненьким тросом даёт 1,5 тонны тяги. Объект у нас весит 8 тонн. То есть  нам нужно увеличить тяговые усилия лебёдки. Посредством блоков ещё архимедовых. Геометрия, 7 класс. Но эти блоки надо правильно закрепить за лёд».

Под занавес зимнего сезона со дна поднимают раритетный трактор СТЗ 15/30. Годы выпуска с 1930 по 1937. На таком ездила ударница Паша Ангелина. С одной оговоркой: эту модель выпускали за ворота заводов на железных колёсах. Почему находка со дна Ладоги на резиновом ходу? Экспертам предстоит разгадать загадку. Поисковики своё дело сделали.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram