Идти или не идти на пенсию?

О деньгах, а точнее, праве на них, на уходящей неделе говорили и на самом высоком уровне. Президент провёл два совещания – по инновационным фондам и пенсионной системе.
Идти или не идти на пенсию?
О деньгах, а точнее, праве на них, на уходящей неделе говорили и на самом высоком уровне. Президент провёл два совещания – по инновационным фондам и пенсионной системе.
 
Что касается инновационных фондов, то они формируются в Беларуси с 1996 года. В основе – отчисление предприятиями четверти процента от себестоимости выпускаемой продукции. Аккумулированные деньги должны были направляться на самые важные госпрограммы. В дальнейшем число компаний, наполняющих фонды, снизилось. Оставляет желать лучшего эффективность использования этих средств. Президент потребовал найти оптимальный вариант решения вопроса, с учётом государственных интересов: например, снять ограничения – пусть все предприятия, что наполняют фонды, имеют к ним равный доступ. А премьер получит право перераспределять средства по отраслям. Но опираясь на оптимально работающий механизм. Чего пока в полной мере и не хватает. Не случайно проект указа отправлен на доработку.
 
А вот что касается пенсионных фондов, то на совещании по этой проблематике конкретики прозвучало куда больше.
 
В Беларуси на сегодняшний день 2 с половиной миллиона пенсионеров, впрочем, 500 тысяч из них продолжают работать. Особенно это касается людей умственного труда – седовласый профессор с огромным практическим опытом на университетской или больничной кафедре – совершенно незаменимый человек. Тем не менее, сейчас в стране время выхода на заслуженный отдых в 55 лет для женщин и 60 для мужчин – самый ранний в регионе. Для государства, конечно же, выгоднее, чтобы каждый оставался в трудовом строю, получал заплату и платил налоги. Но за более поздний выход на пенсию было бы разумно доплачивать. С таким предложением на совещание пришло правительство. Президент сразу же отметил – на повышение пенсионного возраста страна не пойдёт.
 
Александр Лукашенко: «Совершенствуя пенсионную систему, мы отбрасываем вариант, по которому пошла Европа – повышение пенсионного возраста. Мы не можем на это сейчас пойти. Мы обещали людям».
 
Пенсии в Беларуси выплачивают из специального пенсионного фонда. И, как доложила министр труда и социальной защиты Марианна Щёткина, деньги туда всегда перечисляются вовремя и в полном объёме. К тому же пенсии в Беларуси постоянно повышаются. Но нужно смотреть в будущее. Если в 2012 году на 100 работающих будет приходиться 57 пенсионеров, в 2015 году это число возрастает до 60, а в 2020 составит 67 человек. Это даже по мировым меркам очень приличная нагрузка.
 
И с решением пенсионной проблемы сегодня сталкиваются многие страны. Европа, в частности, уже не может в полной мере выполнять свои пенсионные обязательства перед гражданами. А потому страны начинают экономить на пенсионных расходах – по такому пути пошли Латвия, Греция, Сербия и Хорватия. Другие повышают пенсионный возраст.
 
В Норвегии и Дании это 67 лет, в Швеции и Финляндии – 65. Полгода назад пенсионный возраст увеличила Испания. И практически везде люди протестовали. В декабре прошлого года Бельгию охватили забастовки – там госслужащие протестовали против мер, ограничивающих возможность досрочного выхода на пенсию. К ним присоединились и железнодорожники. Против пенсионной реформы бастовали в декабре и в Греции. Ещё раньше, в конце ноября, по тому же поводу бастовали в Великобритании – тогда на работу не вышли порядка 2 миллионов человек. В Польше на прошлой неделе тысячи человек вышли на улицы Варшавы, протестуя против повышения пенсионной планки. Митинговали и в Чехии. На улицы вышли в Праге, Брно, Остраве и Карловых Варах.
 
В Беларуси основой по времени выхода на пенсию должно стать желание самого человека. А государство должно простимулировать его.
 
Александр Лукашенко: «Если женщина в 55 лет не обращается за пенсией, а приходит в 57 лет и просит пенсию по разным причинам, за эти два года мы должны её простимулировать. Как это делается в некоторых странах и Европы, и некоторых других государствах. Допустим, чтобы она пенсию получала на 10-15% больше за эти два года. Если пять лет (в 60 лет женщина обратилась), то давайте ей дадим 30-35-40%. Надо посчитать, чтобы денег хватило».
 
Вот примерные расчёты правительства. Для удобства расчётов возьмем цифру в 1 млн рублей. За первый год работы после наступления пенсионного возраста пенсия увеличится 6%. За два года размер повышения составит 14%, за три года – 24%, за четыре года – 36%, за пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14% заработка, которые также суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период.
 
Марианна Щёткина, министр труда и социальной защиты Беларуси: «Если сегодня при начислении полной пенсии есть ограниченный размер – 75% от заработка, от которого исчисляется пенсия, то в данном варианте верхнего предела просто нет. Самое главное, что здесь нет никаких директивных мер, и человек имеет право выбора».
 
Эффект нововведения лучше всего виден на таком примере. Если женщина со стажем работы 37 лет решит выйти на пенсию в 55 – каждый месяц она будет получать миллион 400 тысяч рублей. Если в 60, то по нынешним правилам её пенсия составит немногим более двух миллионов рублей. С учётом же нового предложения правительства эта сумма значительно вырастет и составит почти два с половиной миллиона рублей.
 
Оценить предложение и такой перерасчёт Президент попросил высоких чиновников. На личном примере подсчитать, готовы ли они при таком раскладе не уходить на пенсию и насколько выгоднее будет им работать подольше. После непродолжительных математических подсчётов – а свои собственные деньги, как известно, люди считают особенно аккуратно, – чиновники одобрительно закивали головами.
 
В общем, вывод таков – Беларусь сохраняет низкий возрастной порог выхода на пенсию, но предоставляет людям альтернативу. Либо пораньше иметь небольшую пенсию, либо проработать ещё какое-то время, чтобы на заслуженном отдыхе жить лучше. Выбор за нами.

Подписывайтесь на нас в Telegram