Понедельник и вторник в Польше были днями траура по погибшим 3 марта в железнодорожной катастрофе, когда в лобовом столкновении пассажирских составов погибли 16 человек и десятки пострадали.
Забить стрелку
Понедельник и вторник в Польше были днями траура по погибшим 3 марта в железнодорожной катастрофе, когда в лобовом столкновении пассажирских составов погибли 16 человек и десятки пострадали.
 
Расследование ещё не закончено. Предварительно виновником произошедшего называют диспетчера, допустившего движение поездов навстречу друг другу. Сам он пока не дает показаний, так как находится в шоковом состоянии и под наблюдением психологов.
 
Впрочем, для многих в Польше сама катастрофа уже стала поводом для политических заявлений.
 
То, что произошло возле небольшого городка Шчекочины возле Катовиц, поляки уже назвали самой трагической железнодорожной катастрофой за последние 20 лет. 16 погибших, более 50 раненых. Два поезда, экспресс из Варшавы в Краков и региональный поезд «Пшемысль-Варшава» столкнулись лоб в лоб. Авария произошла поздно ночью.
 
Гжегож Саб, местный житель: «Я сидел дома перед телевизором, услышал громкий хлопок. Подумал, что у соседей что-то взорвалось. Выбежал из дома и побежал к соседям. Смотрю, а на путях стоит поезд, слышны крики о помощи. Я побежал к поезду. Там темно, ничего не видно. Я сначала подумал, что поезд сошёл с рельсов. Видно было только начало и конец состава. Потом принёс фонарь и с ужасом понял, что столкнулись два поезда».
 
Почти 500 спасателей со всей страны, сотня медицинских бригад, вертолёты и служебные собаки. Более двух суток пришлось разбирать то, что осталось от вагонов и электровозов. В надежде найти выживших каждые полчаса спасатели устраивали минуты тишины.
 
Павел Фронтчак, пресс-секретарь Главного управления Службы спасения Польши: «Прежде всего, это место, где всё произошло – открытое поле без дороги. Мы с трудом пробрались по бездорожью, к тому же всё случилось поздно вечером. Сразу два поезда. Десятки погибших, несколько десятков раненых, сотни людей в шоке. Они были заблокированы в этих вагонах. А нам пришлось сражаться не только со временем, чтобы всех спасти, но и с температурой. Хоть на дворе и март, но ночью температура опускалась ниже нуля».
 
Через 2 дня были опознаны все 16 погибших. Оказалось, что кроме поляков в катастрофе погибли две иностранки, гражданки России и США. По предварительным данным, именно поезд из Варшавы въехал на неправильный путь. Объявлено о задержании диспетчера, контролировавшего движение на этом участке дороги. По одной из версий следствия, на переключателе стрелок отказала автоматика, а вот попытался ли диспетчер после этого перевести стрелки вручную – большой вопрос. Но подозреваемого не могут спросить даже сегодня. В состоянии тяжёлого шока его доставили в психиатрическую клинику.
 
Почти всю неделю поезда в направлении Кракова курсировали с часовым опозданием. На месте катастрофы сейчас работают ремонтные бригады. А само происшествие подорвало и без того шаткое положение польского правительства. Парламентская оппозиция добивается немедленного проведения чрезвычайного заседания комиссии по вопросам инфраструктуры с участием премьер-министра Дональда Туска и министра транспорта. Причина банальна – ветку, на которой произошла авария, должны были модернизировать. Ведь оборудованию более 40 лет.
 
Но правительство так и не использовало выделенные деньги на модернизацию.
 
Кшиштов Тхужевский, заместитель председателя парламентской комиссии по транспорту: «А это сумма почти в миллиард двести тысяч евро. Почему? А всё просто. Ещё в ноябре, к примеру, был объявлен конкурс на проект модернизации участка дороги. Мы могли бы потратить 700 млн евро. Но до марта конкурс не закрыт. Министр финансов уверяет, что этих денег нет. Где они?».
 
А тут ещё выяснилось, что диспетчеры работали сверх нормы. А значит, не всегда могли контролировать ситуацию из-за банальной усталости.
 
Мариуш Блашчак, руководитель парламентской фракции партии «Закон и справедливость»: «Мы считаем, что вопреки тому, что сегодня говорит премьер, именно правительство несёт вину за состояние безопасности на польских железных дорогах. А в контексте этой катастрофы следует сделать выводы и ответить на вопрос, как сегодня работают железнодорожники, каким образом вопросы решает министерство транспорта».
 
По данным последних социологических опросов, популярность нынешнего правительства после 100 дней правления упала до исторического минимума. Поговаривают даже, что в Польше могут состояться внеочередные парламентские выборы.
 
Политический аспект железнодорожной катастрофы в Шчекочинах, по мнению некоторых политологов, в перспективе будет только усиливаться. Нынешним летом в Польше должен состояться Чемпионат Европы по футболу «Евро-2012». И в этом контексте вопрос обеспечения безопасности пассажиров в поездах может быть вопросом политического будущего нынешнего правительства.

Подписывайтесь на нас в Telegram