Их узнают по форме вещей: художники-конструкторы освоили все залы столичного музея современного искусства. На пространстве в 350 квадратных метров разместили своеобразную «выставку достижений» отечественной школы дизайна за последние 35 лет. А может быть и больше.
Это кресло белорусского дизайна. Хотя и схоже с одной шведской моделью. Как, впрочем, и люстра-шар. Кажется бумажной, оказывается – пластиковая. Первое впечатление здесь на то и первое, что обманчиво.
Наталья Шарангович, директор музея современного изобразительного искусства: «Эта креативность строится на нашем национальном видении мира и на тех общеевропейских тенденциях, от которых мы, конечно, никуда не можем уйти».
Лишь в направлении прошлого. Современный дизайн – новое, хорошо забытое… Чем же эта «Крестьянка в стекле» не «Женщина с граблями» Малевича? Легендарная Витебская художественная школа когда-то ещё и фабрика передовых конструкций.
Михаил Борозна, ректор Белорусской академии искусств: «Конечно, в примерах у белорусских дизайнеров художники разных поколений: есть интерпретации, есть ремейки двадцатых годов».
Однако лично Борозна бороздить по формам не стал. Ушёл в теорию. Притом что в дипломе нынешнего ректора Академии искусств прописано: «художник-конструктор». Понятия «дизайнер», как и «секс», до Перестройки в Союзе не было.
Зато теперь клиенты то к Владимиру Цеслеру в очередь, то к Зиновию Марголину. Кстати, выпускнику нашего художественно-промышленного факультета. Ныне – дизайна. И ему уже 35 лет.
В эпоху развитого социализма к дизайну универсальный подход. То есть если пылесос похож на спутник, то и спутник похож на пылесос. И не стоит придумывать новую форму для колеса. Сегодня – время конкуренции.
Даже с зарубежной классикой студенты Белорусской академии искусств переоформили в плакате англичанина Шекспира, перешили в кружевах француза Диора… И запустили в стальной полёт стрекозу с креветкой. «Дизайн» – давно не греческий термин.
Подписывайтесь на нас в Telegram