Импортозамещение на практике и в теории

Что выбрать – дорогой зарубежный товар или отечественный аналог подешевле? Ответ на этот вопрос не всегда очевиден. Гомельские учёные разработали материалы медицинского назначения, но вытеснить с рынка конкурентов им не удалось.
Импортозамещение на практике и в теории
Что выбрать – дорогой зарубежный товар или отечественный аналог подешевле? Ответ на этот вопрос не всегда очевиден. Гомельские учёные разработали материалы медицинского назначения, но вытеснить с рынка конкурентов им не удалось.
 
Заказ от Минздрава Гомельский институт механики полимерных систем получил в 2006 году. Надо было разработать колостомные мешки для послеоперационных больных.
 
Павел Бондаренко, младший научный сотрудник Института механики металлополимерных систем им. В.А. Белого, г. Гомель: «На разработку состава клея мы потратили около трёх лет. Процесс очень трудоёмкий, необходимо было оптимизировать содержания компонентов. Клей должен быть гипоаллергенный, хорошо крепиться к телу пациента и держаться в течение четырёх и более суток».
 
Государство и Гомельский завод химических изделий вложили в импортозамещающий проект более 120 000 долларов. Для Беларуси надо 300 000 таких мешков в год. Завод может выпускать и больше с прицелом на российский и украинский рынки. Но дело не пошло.
 
Виктор Пашута, директор завода химических изделий, г. Гомель: «За прошлый год было произведено 118 000 штук, но реализовано 58 000 штук, преимущественно в розницу. Часть продукции получилась нереализованной из-за того, что были поданы заявки лечебными учреждениями на приобретение, но продукция не была приобретена».
 
На приобретение калоприёмников за рубежом ежегодно расходуется не менее миллиона долларов. Цена закупки в два раза, а цена в аптеке в три раза выше отечественного аналога. Ситуацией заинтересовался Госконтроль.
 
Виктор Рунов, начальник управления контроля отраслей хозяйствования и денежно-кредитной сферы Комитета государственного контроля Гомельской области: «Минздрав ответа чёткого не дал, ссылаясь на то, что проведены конкурсы, ссылаясь на то, что программой на них не возложена обязанность закупить у данного предприятия эти изделия. Хотя цели программы – произвести импортозамещение и производить отечественную продукцию для использования в медицинских целях».
 
В Минздраве уверяют, что всегда готовы покупать белорусское. Но продвигать и поддерживать будут только качественную и высокотехнологичную продукцию. А гомельские производители мало того что сроки запуска производства затянули, так ещё и полимерные мешки не отвечают стандартам, да и количество размеров ограничено.
 
Олег Левшуков, начальник отдела медицинской техники Министерства здравоохранения: «Мешки, которые они заявили как двухкомпонентные, ими хоть и заявлены, но не производятся. Минздрав, учитывая, что это белорусский производитель, допустил их к госрегистрации, но при этом поставил ограничение использования этих мешков исключительно в раннем послеоперационном периоде».
 
Пока заказчики и разработки, ученые и производители выясняют отношения, пациенты пользуются дорогим импортом, а валюта идёт за границу. Позиция Минздрава проста – некондиционные мешки могут спровоцировать осложнение, а разработчики и производители стонут из-за проблем с реализацией калоприёмников. Застрял на линии старта другой проект – производство уроприёмников. Научные и производственные возможности для этого есть. Осталось дело за качеством.
 

Подписывайтесь на нас в Telegram