«Шедевры книжного искусства» из дворянского Гомеля в Минске

Пять веков в рукописях и печати впервые представили под сводами Национального художественного музея. Выставку эксперты тут же окрестили «поющей».
«Шедевры книжного искусства» из дворянского Гомеля в Минске
Пять веков в рукописях и печати впервые представили под сводами Национального художественного музея. Выставку эксперты тут же окрестили «поющей».
 
И «двое в челне», и «голубчик борзый»… «крюковые нотации» над текстом «Песенников» – духовная пища наших старообрядцев. Уникальная – бесспорно. Рукописи никогда не покидали юго-востока Беларуси, а здесь, в столичные витрины, сразу деликатес: лучший «ветковский» раритет под названием «Праздник» первой четверти девятнадцатого века. И сегодня рукописное «Евангелие-тетр» – жемчужина ветковской коллекции, экспонат-патриарх. Родина манускрипта – Припятское Полесье, возраст – полтысячи лет, а краски – не поблекли. Дополнили «машинную часть» выставки тераксой – доской для линования и катком для тиснения орнамента в домашних условиях. Типографские шедевры разместились по соседству.
 
Оксана Торопова, директор музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля: «Это «Евангелие», изданное Петром Мстиславцем в тысяча пятьсот семьдесят пятом году. Внизу наносились так называемые «владельческие надписи». То есть, как правило, писали таким образом: «сея книга, находилась у того-то, того-то». Но, к сожалению, сложно сейчас определить, кому принадлежала именно эта запись».
 
Зато известно, кто автор иллюстраций к труду Иоанна Домаскина. Издание – подписное. Гравёр Василий Ващенко. Работы могилёвского мастера восемнадцатого века сегодня редкость даже в самом Могилёве. Пока же в тур по стране отравились свыше тридцати шедевров из восьмисот экземпляров двух музеев: дворянского Гомеля и старообрядческой Ветки. После столицы читать эти книги будут в Витебске.
 

Подписывайтесь на нас в Telegram