С наступлением предпраздничного сезона МЧС, милиция и налоговая инспекция возобновляют борьбу с контрабандной пиротехникой. К сожалению, в новогодние праздники из-за некачественных петард и несоблюдения элементарной техники безопасности люди десятками пол
Горящие точки
С наступлением предпраздничного сезона МЧС, милиция и налоговая инспекция возобновляют борьбу с контрабандной пиротехникой. К сожалению, в новогодние праздники из-за некачественных петард и несоблюдения элементарной техники безопасности люди десятками получают увечья. Первые рейды начались аккурат на этой неделе. И уже изъято более миллиона пиротехнических изделий. Впрочем, спасателей волнуют не только петарды. Отопительный сезон – время увеличения числа пожаров, в том числе, как это ни прискорбно, со смертельным исходом. Бывает, из-за собственной беспечности люди гибнут целыми семьями.
 
Иногда Ольге Рыбак кажется, что она уже выплакала все слёзы, но стоит ей только подойти к могилам своих детей, женщина снова начинает рыдать.
 
Официальная причина гибели детей – шалость с огнём, но в их смерти Ольга винит себя. Она закрыла малышей в доме на навесной замок и уехала в соседний город Слоним по делам. Пока соседи увидели дым, пока взломали дверь, было уже поздно.
 
Наташу, Таню и Вадима похоронили на местном кладбище. Только в этом году в Беларуси появилось 18 могил детей, погибших в пожарах. В огне сгорело и больше тысячи взрослых. То есть если в Хатыни каратели сожгли 149 человек, то в этом году, в мирное время, Беларусь потеряла в огне почти 10 Хатыней.
 
Деревня Волковичи Витебской области. Это пепелище – всё, что осталось от дома, где родители также оставили своих детей без присмотра. Мальчик и девочка спасались от огня в разных комнатах. Кричали. Плакали. Сгорели заживо.
 
А иногда безалаберность уступает место злому умыслу.
 
Этот дом в деревне Лоша Узденского района сгорел дотла, остался только фундамент и куча обгоревших брёвен. Сгорел и хозяин дома. Был пьян – уверяли свидетели – курил в постели, вот и сгорел. Однако у экспертов оказалось другое мнение. Заключение экспертизы превратило свидетелей в обвиняемых.
 
Оказалось, хозяина зарезали. Преступники забрали коллекцию старинных монет и с помощью огня пытались скрыть следы, но не вышло. Однако всё же зачастую не нужно быть экспертом, чтобы понять: пожар в этом доме – дело времени.
 
Спасателям остаётся одно – не ждать огня и работать на опережение. У хозяев этого дома детей отобрали. Местные власти уверяют: пусть лучше будут в приюте, чем сгорят заживо. Многодетной семье пытались помочь несколько лет. За государственный счёт поменяли проводку, поставили пожарные извещатели, но всё напрасно.
 
Жучок в счётчике дополняет раритетный холодильник и опасная электроплитка. Да и печь в доме с повышенной угрозой. В подобных домах спасатели порой видят такое наплевательское отношение к своей и чужой жизни, что даже опытным сотрудникам становится страшно.
 
А это другой пример. Положительный. Тоже многодетная семья.
 
Во время предыдущего визита спасателей проводка в доме находилась в таком опасном состоянии, что было принято решение обеспечить безопасность немедленно.
 
Сигнализация на улице рассчитана на внимание соседей. Дело в том, что спасатели, хоть и получат сигнал, но не факт, что успеют вовремя. Специальная техника в сельских районах уже серьёзно устарела.
 
По нормативам, срок эксплуатации грузовой аварийно-спасательной машины – 6 лет, но в сегодняшних реалиях это вовсе не повод для списания. Например, этой машине 36 лет.
 
Конечно, спасатели стараются реанимировать старую технику, но ведь она устарела не только физически: сегодня МЧС приходится не только тушить пожары.
 
При этом подконтрольная спасателям территория зачастую превышает все допустимые нормы.
 
К примеру, в Германии 96 % пожарных работают на общественных началах. В добровольцах здесь целые семейные кланы. Герхарда Клое 45 лет тому назад привёл в отряд отец, а сегодня и его сын в команде.
 
А в США волонтёрская работа в пожарных бригадах – это серьёзная льгота при поступлении в университет. Белорусские спасатели уверяют, что были бы рады, если бы ответственных деревенских жителей оснастили хотя бы огнетушителями. Этого вполне достаточно, чтобы потушить пламя, пока пожар не набрал силу. Хотя, конечно, самое главное сделать изначально так, чтобы у огня было как можно меньше шансов.
 
Ольга Рыбак снова плачет на могилах детей. Убитая горем женщина уверяет, что её душа теперь постоянно горит огнём. И здесь МЧС уже не поможет. Спасатели души не тушат.
 
В студии «Контуров» – первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Валентин Карпицкий.

Подробности – в видеоинформации

Подписывайтесь на нас в Telegram