В пятницу Центризбирком России подвёл окончательные итоги парламентских выборов. Ничего нового по сравнению с предварительными результатами не прозвучало. Те же 4 партии в Государственной думе. И примерно те же результаты по количеству полученных каждой партией голосов. Тем не менее, поствыборная неделя принесла немало тем для размышления.
Одни победители, и никаких побеждённых. Вот он, казалось бы, радостный итог выборов, когда все оказались довольны. За «Единую Россию» проголосовали почти 50 % избирателей, КПРФ набрала около 20 % «Справедливая Россия» – чуть выше 13 %. У ЛДПР – 11,66%. Шампанское открывала даже оппозиция – «Яблоко» и «Правое дело». Утверждая, что Москва и Питер поддержали именно их. Градус сбавил Центризбирком, когда после предварительного подсчёта голосов заявил: в новую Думу проходят только четыре из семи внесённых в бюллетени партии.
Александр Ципко, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН: «Запрос на стабильность, предсказуемость, на постепенные реформы, запрос на порядок, запрос на суверенитет и достоинство, из которого выросло путинское тогда большинство – он сохранился».
Главным итогом парламентских выборов стала потеря партией власти конституционного большинства. Результат «Единой России» оказался как минимум на 15 % меньше, чем в 2007 году. В новой Думе шестого созыва у единороссов будет 238 мест, у КПРФ – 92, у «Справедливой России» – 64, у ЛДПР – 56. Если раньше единороссы могли сами принять абсолютно любой закон или постановление, невзирая на мнение других, то теперь ситуация изменилась. Чтобы внести поправки, например, в Конституцию, требуется не менее 300 голосов. А их-то у «медведей» больше и нет... К примеру, человек десять в командировках, пять на больничном, а предстоит голосование по важному вопросу, где поддержка других фракций не гарантирована… Хочешь, не хочешь, а придётся договариваться.
Найти союзников, уверены политологи, «Единой России» и в этой Думе будет достаточно просто. Особую популярность сейчас приобрели интеграционные идеи на постсоветском пространстве. Их постоянно культивировали коммунисты, в ходе этой кампании говорили о них и справедливороссы. Партия власти также подхватила идею о Евразийском союзе. Дополнительные очки на этом заработал и её лидер Дмитрий Медведев, подписав накануне выборов вместе с Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым договор о создании Евразийской экономической комиссии. Были бы эти шаги предприняты раньше, поддержка, уверены политологи, была бы больше. Похоже, кандидат в Президенты от партии власти Владимир Путин это учёл. Сразу же после покупки «Белтрансгаза» он пошёл на популярные меры. Предложил владельцам газотранспортной системы повысить работникам в Минске зарплату. Расширить на Беларусь программу «Газпром – детям». Ведь глядя на добрые жесты в отношении соседей, которым россияне традиционно симпатизируют, и собственный электорат умеет быть благодарным.
Сергей Михеев, директор Центра политической инициативы: «Если говорить о Евразийских проектах, то они идут скорее в копилку Путина, чем в копилку ЕР, поэтому российский избиратель вряд ли учитывал это в ходе парламентских выборов. А вот голосуя за президента, он этот фактор будет учитывать, потому что в этом смысле международные проекты очень важны».
Да и политологи усмотрели в недавних белорусско-российских договоренностях далеко идущие политические перспективы.
Важностью совсем иных международных проектов сразу же после объявления итогов выборов предсказуемо озаботилась и потерпевшая полное поражение радикальная оппозиция. Иностранные гранты на так называемое развитие демократии оказались неотработанными. Доверие избирателей купить так и не получилось. Об этом то ли проговорилась, то ли заявила намеренно Госсекретарь США Хилари Клинтон на саммите ОБСЕ в Вильнюсе.
Хилари Клинтон, госсекретарь США: «Выборы были несвободными и несправедливыми. Российские избиратели заслуживают полного расследования манипуляций и фальсификаций».
Из комментария Министерства иностранных дел России: «С сожалением вынуждены констатировать, что в Вашингтоне придерживаются давно изживших себя стереотипов. Электоральная система самих США далека от совершенства. Об этом говорилось не раз. Она не может служить эталоном открытости и справедливости, свидетельство чему, в частности, традиционно весьма низкий уровень явки избирателей на выборах всех уровней. Исполнительной власти США стоило бы озаботиться анализом причин этой ситуации и путей её выправления».
Да и возглавлявший список единороссов Дмитрий Медведев отреагировал незамедлительно.
Тогда в ход пошли хорошо известные по Украине, Киргизии, даже по Беларуси методы – организация беспорядков. Дескать, беда обрушилась на Россию: фальшивые выборы. А раз так, то бей и круши всё, что можно. Откуда могли ноги расти, неожиданно указал бывший кандидат в президенты США Джон Маккейн, который через Twitter рекомендовал премьер-министру Владимиру Путину ожидать в скором времени смены режима, как в Тунисе, Египте и Ливии. Правда, Джон несколько запамятовал, как зовут российского премьера.
«Дорогой Влад! «Арабская весна» приближается к вашим окрестностям», – написал Маккейн в своём микроблоге. В общем, воевали на разных фронтах, как могли. Один из уважаемых европейских каналов так расстарался, что поставил в эфир картинку из Греции – с поджогами зданий, побоищами с полицией, перемешав это всё с интервью с московских улиц. Да вот незадача – на планах многотысячных протестов хорошо вырисовываются …пальмы. Коих в Москве и Питере отродясь не росло. Не те климатические условия. Тем не менее, за неделю правоохранительные органы России задержали больше двух тысяч человек. Кстати, среди них нет руководителей «Яблока», «Правого дела», «Патриотов России». То ли законного уголовного наказания боятся, то ли он просто удовлетворены достигнутыми успехами. А в автозаки попадают совсем другие люди.
Сергей Марков, директор Института политических исследований: «Я в одном из эфиров назвал их лузерами, а потом подумал: какие же они лузеры – они ездят на дорогих машинах, отдыхают на курортах, получают высокие зарплаты… Какие же они лузеры? Они, скорее, предатели либеральной идеи, потому что их цель не либерализм, а эгоизм и социал-дарвинизм».
Сторонний, но до боли знакомый «несистемный» контингент. Те, кто не ожидал, что партия власти не наберёт и 50 %. Они-то ждали другого – что ей припишут сейчас все 70 %. И поэтому ещё до начала выборов стали собирать несогласных. Власти предупредили: нарушения закона не допустят. И после первых самоорганизованных акций в Москву были введены внутренние войска. Полиция начала превентивные задержания наиболее активных. Да и во время акций с хулиганами не церемонились. Тех, кто сносил заградительные ограждения, бросались на простых прохожих и даже нападали на ОМОН, моментально задерживали.
Впрочем, понятно, что политическая кампания по выборам президента России, которые состоятся в марте следующего года, очень скоро затмит дискуссии по поводу нынешних парламентских выборов. Их результаты, вероятно, будут оспариваться, но центром политической повестки дня стать уже не смогут. Новая кампания может оказаться гораздо более острой, тем более что, с учётом нового расклада сил, у партии власти нет возможности отвлекаться. За карточками для голосования и явкой сейчас нужен глаз да глаз.
Подписывайтесь на нас в Telegram