Исключительная мера

Два с половиной месяца в Верховном Суде слушалось это громкое дело. Два с половиной месяца за его ходом следила вся страна. И вот, наконец, приговор – исключительная мера.
Исключительная мера
Два с половиной месяца в Верховном Суде слушалось это громкое дело. Два с половиной месяца за его ходом следила вся страна. И вот, наконец, приговор – исключительная мера.
 
Солнечный апрельский понедельник. Весна. Люди спешат кто куда. Начало недели. Сколько встреч запланировано, сколько дел.
 
Каждый шаг Вадима Тютюнова отзывается сильной болью во всём теле. Тот понедельник разделил его жизнь на «до» и «после». Он, инженер, каждый будний день по несколько раз спускался в метро – самый удобный способ добраться на работу и обратно. Теперь, как на работу, он ходит в больницу. Инвалидность. Тогда на станции «Октябрьская» он уже было решил – время навсегда остановилось.
 
Вадим выжил. Перенёс двенадцать операций. Шансов спасти правую ногу фактически не было, неимоверными усилиями врачам это удалось.
 
В мирное время 11 апреля 2011 года врачи Военного медицинского центра работали, как в режиме боевых действий.
 
В свои 17 лет Маргарита Ярошевич перенесла такие муки, которые, по словам врачей, мог не выдержать даже подготовленный солдат. 11 апреля она ехала в метро после подготовительных курсов. Собиралась поступать в университет.
 
Маргарита фактически лишилась ступней ног. В её спине до сих пор много осколков. Со слухом тоже проблемы. Сейчас девушка готовится к очередной операции. На оглашение приговора по делу о теракте она не пошла.
 
Многие пострадавшие и их родственники не решились прийти на оглашение приговора. Кому-то так посоветовали психологи, ведь подобный стресс мог вызвать новые тяжёлые переживания. Однако было и много пострадавших, которые принципиально пришли в зал суда, чтобы лично услышать приговор.
 
Известный спортсмен, чемпион мира в метании диска Василий Каптюх пришёл одним из первых. Теракт в минском метро унёс жизнь его сына Романа, который за месяц до взрыва отметил свой 21 день рождения.
 
Василий Каптюх, чемпион мира в метании диска: «Бог им судья. Не хочется быть жестоким. Но даже смертная казнь – это лёгкая смерть для того, кто это сделал».
 
Оглашение вердикта заняло около четырёх с половиной часов. На 140 листах приговора описаны чудовищные преступления, сознаваться в которых Коновалов и Ковалёв начали сразу же после задержания.
 
Коновалов нарисовал схему, как закладывал взрывчатку и 11 апреля этого года в метро, и на День Независимости в 2008. Следователей интересовали мельчайшие детали: на чём ехал? Как? В чём был одет? Где покупал компоненты взрывчатки?
 
Постепенно всплывали и подробности теракта в Витебске в 2005.
 
Взрывами в Витебске и в Минске возле Стелы Коновалов был недоволен. Об этом Ковалёв рассказал на очной ставке.
 
Новую взрывчатку Коновалов испытывал тщательно. Эти кадры он снимал сам. Оценивал мощность взрыва. На снимках даже видны пальцы террориста.
 
Пока по всей стране искали преступника, Коновалов готовил очередной теракт.
 
Исполнить теракт он решил раньше, чем задумывал. Дело в том, что у следствия уже были отпечатки пальцев с неразорвавшейся у Стелы в День Независимости бомбы, а в апреле Коновалова наконец дактилоскопировали.
 
11 апреля 2011 в минском метро совершено чудовищное преступление. Взрыв прогремел в час пик. В результате теракта убиты ни в чём не повинные люди. 15 жертв, около двухсот ранены. Среди пострадавших много молодёжи. Студенты возвращались с занятий.
 
Сразу после взрыва на станции «Октябрьская» побывал Президент. Он взял под личный контроль ход расследования. На поиск преступников были мобилизованы все силы. В том числе международные эксперты. Организаторы и исполнители теракта были задержаны буквально через сутки. Когда на следственном эксперименте Коновалову предложили собрать взрывное устройство из имитирующих предметов, все сомнения относительно его вины рассеялись.
 
Эксперты даже специально пытались запутать и поставить под сомнения способности Коновалова, поэтому задавали много специфических вопросов.
 
Со знанием дела Коновалов собрал и макет устройства, которое использовал для теракта в 2008 на концерте в День Независимости.
 
Тем временем, проверяя показания, следователи собрали и видеозаписи по пути следования террориста. Вот Коновалов ещё на вокзале в Витебске. Вот он ждёт поезд и, наконец, поднимая тяжёлую сумку, направляется к перрону. А вот он уже приехал в Минск и идёт на встречу с Ковалёвым.
 
Вот как раз сообщники несут тяжёлую адскую машину. На многочисленных кадрах даже их лица видно хорошо. Ковалёв подробно описал, как Дмитрий Коновалов готовился к теракту на съёмной квартире.
 
Кстати, об этом говорила в суде и свидетельница Яна Почицкая, которая в тот момент находилась в квартире.
 
А уже на этих кадрах Коновалов несёт сумку с бомбой в метро, оставляет ношу на перроне и приводит в действие с безопасного расстояния. На этих кадрах видно, какой чудовищной силы был взрыв. Те, кто оказался ближе к выходу, в панике бегут, но вскоре многие из них вернутся, чтобы оказать помощь раненым. Тем временем Коновалов уходит по тоннелю на станцию «Купаловская» и спокойно покидает подземку.
 
Видеоматериалы с камеры на пути следования Коновалова подтверждают его слова. Вот на этих кадрах он уже вышел на Октябрьскую площадь. Идёт не спеша и наблюдает за происходящим. К месту трагедии начинают прибывать врачи и спасатели. Люди с трудом осознают, что в спокойный город пришло большое горе.
 
По заключению суда, Коновалов и Ковалёв представляют исключительную опасность для общества. А вынесенный приговор не подлежит обжалованию и опротестованию. У осуждённых остался единственный шанс – просить помилования у Главы государства. Кому-то было сложно поверить, что обычные на вид парни способны на такое зверство, не вязался их вид с привычным обликом террористов. Однако у тех, кто посещал заседания суда, сомнений не осталось. По крупицам, как сложный пазл, следствие собрало все возможные улики и доказательства в единую картину. Не самую радостную, зато реалистичную.
 
Суд своё слово сказал, но точка в этом деле пока не поставлена. Решение о помиловании или утверждении судебного вердикта ещё не принял Президент. Александр Лукашенко пообещал сделать это в ближайшее время. И именно это его высказывание оказалось самым цитируемым на уходящей неделе.
Подробности – в видеоинформации

Подписывайтесь на нас в Telegram