Международный фестиваль театрального искусства «Панорама» в этом году ужался до миллиарда рублей в бюджете и одной недели во времени. Но качество не пострадало. Или почти не пострадало. Как это удалось организаторам?
Не кассой едины
Международный фестиваль театрального искусства «Панорама» в этом году ужался до миллиарда рублей в бюджете и одной недели во времени. Но качество не пострадало. Или почти не пострадало. Как это удалось организаторам?
 
Для Павла Полякова полчаса за чашкой кофе в эти дни редкое удовольствие. День фестивального продюсера расписан по минутам, но всё равно полон неожиданностей. Литовцам негде трейлер поставить, венгров необходимо накормить, полякам нужен свет. Международная «Панорама» – затратный вопрос.
 
Из разговора получаем что-то около миллиарда рублей. Более половины суммы, признался Поляков, – деньги бюджетные. Ещё около десяти процентов – вклад в искусство столичной мэрии. Остальное – партнёры-спонсоры. Ходить к ним с протянутой рукой не пришлось. Дали сразу и на российскую «Чайку», и на белорусское «Похищение Европы». Спектакль открытия и спектакль закрытия, соответственно. Аудитория разная: режиссёры, актёры, студенты…
 
По-прежнему уверены, что театр начинается с вешалки? Ошибаетесь. «Гражданин, билетик!» – знакомо? Отсюда и то самое начало у кассы. И здесь публику ждал первый сюрприз «Панорамы» – от двадцати до ста сорока тысяч рублей (за VIP-пропуск) на открытие фестиваля. Куда там до московского Большого с его премьерой: первый ряд – два миллиона российских рублей.
 
И это при том, что историческая сцена Купаловского театра (хозяина фестиваля) уже второй год на реконструкции. Да и формат нынешней встречи негласно определили, как «Фестиваль блуждающих звёзд». «Блуждала» на «Панораме» и «Лучшая актриса» Беларуси нынешнего сезона: по коридорам, программе… В ней Аникей сказала: «Не мой».
 
Светлана Аникей, актриса Национального театра им. Янки Купалы: «Не стоит служить одной сцене, стоит служить вообще Театру, если ты пришёл в эту профессию. Хотя, конечно, если есть родное пристанище – это всегда сердцу мило».
 
Пока же подмостки «купаловцы» арендуют под свои спектакли, а тут ещё гастролёры. Девять постановок из пяти стран разбросали по центру города. Верхняя планка – Музыкальный театр: шестнадцать миллионов за сутки. Нижняя (удивительно) – Дворец профсоюзов. Чуть свыше пяти.
 
Афиша фестиваля в этом году брала пусть не количеством, но зато необычностью и качеством. Например, вильнюсская «Анна Каренина» – то ли драма, то ли балет. Едва опустился занавес, в кулуарах заговорили, что с Театра танца Анжелики Холиной стоило бы начинать. Это уже не международный, а мировой статус.
 
Лозунг «Панорамы» остался прежним: «Театр без границ». Впрочем, литовский акцент на нынешнем, пятом фестивале, заглушал остальные. Здесь вам самый долгий – пять часов, три антракта – спектакль «Идиот» (постановка живого классика Эймундаса Някрошюса). Кстати, режиссёр о приезде в Минск думал до последнего звонка. Помешала работа.
 
Впрочем, избежать фамилий с окончанием на «с» в афише не смогла даже чеховская «Чайка». Комедию для знаменитого питерского театра-фестиваля «Балтийский дом» поставил не менее именитый Йозас Вайткус. Детям до шестнадцати ходить не рекомендовали. Откровенно, весьма.
 
Юозас Будрайтис, народный артист Литвы: «Мы привыкли к метафорическому театру, поэтому некоторые постановки литовских режиссёров затруднительны русскому зрителю. Плохо, когда ничего не остаётся: всё понятно, всё ясно, посмеялись, ушли и до свидания. А когда вопрос стоит, значит, человек думает, что-то высчитывает, что-то ищет».
 
И особенно после «Парикмахерши». Драматической историей с улыбкой на наши подмостки вернулся венгерский театр. После тридцати лет перерыва. Правда, здесь не обошлось без русского духа.
 
Виктор Рыжаков, режиссёр, художественный руководитель Центра им. Всеволода Мейерхольда (Россия): «Есть у Пиранделло такая знаменитая пьеса, которая называется «Шесть персонажей в поисках автора». Мне кажется, так же и вся жизнь. Мы всё время в поисках того текста».
 
Опыт Рыжакова на минском фестивале не исключение. Частью мировой тенденции (общаться не только с родными музами) стал Николай Пинигин. Режиссёр в программе юбилейной «Панорамы»: значится в списках и с белорусской, и с польской стороны. «Пінская шляхта» в его постановке научила соседей читать наших авторов.
 
Николай Пинигин, режиссёр, художественный руководитель фестиваля «Панорама»: «Я ўвогуле тэатр падзяляю на добры і не зусім добры, на таленавіты і не зусім таленавіты. Жанры не маюць ніякага значэння. Мы паспрабавалі ўсёж-такі фестываль захаваць, каб надалей ён існаваў, і аматары тэатра ўсёж-такі мелі магчымасць паглядзець, што робіцца за межамі Беларусі».
 
Не без проблем. Два вечера на «панорамных» сценах одновременно шли по два спектакля. В пятницу – «Драй швестерн» Белорусского театра кукол перекликался с «Пінскай шляхтай» варшавской «Рампы». А в субботу с «Идиота» вильнюсской трупы «Мено Фортас» публика перебегала на «Посвящение Еве» московского Театра Вахтангова. Поклониться ещё одной «блуждающей звезде».
 
Заезжие на «Панораму» артисты, услышали зрители в кулуарах, работали едва ли не за кров и пищу. Гонорар если и просили, то минимальный. Выходит, правду когда-то сказал перед своим «Зеркалом» знаменитый русский кинорежиссёр Андрей Тарковский: «я хочу служить ему, как самый преданный пёс». Ему – это искусству. И такое служение оказалось настоящим праздником и для артистов, и для зрителей. Праздником, растянувшимся на целую неделю.

Подписывайтесь на нас в Telegram