В понедельник стало известно об уникальной операции, выполненной белорусскими онкологами. Аутотрансплантацию лёгкого провели впервые в СНГ, да и в мире подобных операций – по пальцам пересчитать.
Тяжёлое лёгкое
В понедельник стало известно об уникальной операции, выполненной белорусскими онкологами. Аутотрансплантацию лёгкого провели впервые в СНГ, да и в мире подобных операций – по пальцам пересчитать.
 
И то, что он дышит. И то, что это сделали. И то, что это сделали именно в центре имени Александрова. И, главное, то, что так же дышать смогут и другие.
 
Об этом на минувшей неделе активно говорили средства массовой информации и их публика. И она относится к тому разряду, который мы, журналисты, обычно называем VOX POPULI – народная. Одни говорили о прорыве другие, конечно, связывали её с надеждой. Но онкология – это науки во всех смыслах на грани. И каждый новый день. И каждый новый успех с тенью одного вопроса: а что будет дальше?
 
Перспектив на выздоровление у семидесятичетырёхлетнего Николая Романовича не было. На фоне перенесённого инсульта, почечной и сердечной недостаточности, рак лёгкого. Вот опухоль поразила главные артерии, перешла на трахею и добралась до сердца. Пораженное лёгкое срочно нужно было удалять. Но было понятно, что такую операцию он не перенесёт.
 
И тогда было принято решение провести аутотрансплантацию.
 
Такие операции ювелирны, сложны и опасны. В мире их проведено не более десяти. Беларусь – первая в СНГ.
 
Поражённый опухолью орган извлекается из организма, опухоль вырезают, а из оставшихся здоровых частей органа формируется новый, но уже меньший по размеру, и снова возвращается в организм. Преимущества аутотрансплантации в том, что после неё не нужно назначать пожизненную гормонотерапию, которая обязательна при пересадке от донора.
 
Владимир Жарков, профессор, хирург торакального отделения онкопатологий Республиканского научно-практического центра онкологии и радиологии им. Александрова: «Мы готовы поставить эти операции на поток, потому что они не требуют каких-то специальных затрат».
 
Стоимость операции по аутотрансплантации – семь тысяч долларов. Стандартная пересадка лёгкого обошлась бы в семьдесят раз дороже. Правда, трансплантации лёгкого – операции сами по себе крайне редкие, и у нас их пока не проводят. Но каждые три дня кому-то трансплантируют почку. А аутотрансплантации почек при раковых поражениях в Беларуси успешно проводят уже 10 лет.
 
Леонид Суслов, младший научный сотрудник отдела онкоурологической патологии РНПЦ Онкологии: «Мы пользуемся рекомендациями европейской ассоциации урологов. Сейчас многие методики пересматриваются. Но в принципе, результаты лечения сопоставимы с мировыми результатами в лечении злокачественных опухолей. Вся беда в том, у нас пациенты обращаются уже с запущенными стадиями. То есть немножко у нас структура пациентов другая. То есть, например, рак предстательной железы в Америке у пациентов это вторая стадия. То у нас большинство это третья, если не четвертая».
 
Позднее выявление – это одна из причин смертности от рака в Беларуси. Болезнь на втором месте среди наиболее частых причин смерти. И если сейчас диагноз «онкология» ставят сорока двум тысячам пациентов в год. То уже к две тысячи тридцатому году количество заболевших увеличится почти до семидесяти девяти тысяч в год. И это мировая статистика.
 
Рак на сто процентов излечим на ранних 1 и 2 стадиях. И в лечении сейчас только три варианта: хирургия, химиотерапия и самое новое направление – лучевая терапия.
 
Сейчас в стране проходит полное перевооружение оснащения в центре и в регионах. Это аппараты нового поколения – 3D-лучевая терапия с регулированием интенсивности, компьютерным онлайн-управлением и Брахитерапия – дорогостоящее лечение радиоактивными атомами. Сейчас такие аппараты стоят во всех областных центрах страны.
 
Ещё один способ – химеотерапия. И именно в онкофармацевтике за последнее десятилетие произошло много открытий. Изобретены сильнейшие противораковые препараты таргетной терапии – что-то вроде адресного разрушения не всего организма, а именно сосудов, питающих клетки опухоли. На них большая надежда и, конечно, на онкохирургию.
 
Это преимущество старой системы здравоохранения. Сейчас в стране развита онкологическая сеть: четыре областных диспансера, шесть межрайонных онкологических отделений и сеть амбулаторных онкологов. Такая цель – сделать полные копии центров, подобных Минскому и республиканскому по всей стране.
 
В ближайшие четыре года по недавно принятой госпрограмме на онкологию выделено шестьсот пятьдесят миллиардов рублей. Главное – это техническое перевооружение.
 
Диагностические аппараты – по шесть-семь миллионов долларов каждый. Они устанавливаются во всех спеццентрах Беларуси.
 
Скринингу – то есть обследованию, когда будет возможно выявить рак на самой ранней стадии, либо даже предупредить его – было уделено основное внимание на только что завершившемся съезде онкологов в Минске. Это форум, на который приехали доктора с мировым именем. Беларусь по качеству и уровню онколечения по данным статистики находится на среднем уровне в Европе. И важно, что среди передовых направлений белорусские онкологи отметили ещё одно: на съезде они рекомендовали к прочтению книгу франко-американского врача, в которой доказывается, что степень доверия пациента и его психологический настрой могут быть сравнимы с проведением высокоэффективной противоопухолевой терапии. Это о многом говорит.
 
И эта закономерность в онкологии подтверждена на минувшей неделе. Семидесятичетрёхлетний Николай Романович приехал в клинику без особой надежды. Казалось, способов лечения уже нет. Но через несколько дней ему была проведена первая аутотрансплантация лёгкого. И сегодня его прогноз с хорошим качеством жизни положителен как минимум на пять лет.
 
В гостях программы «Контуры» – руководитель Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии, доктор медицинских наук, профессор Олег Суконко и главный научный сотрудник отдела торакальной онкопатологии этого Центра, доктор наук, профессор Владимир Жарков.
 
Подробности – в видеоинформации.

Подписывайтесь на нас в Telegram