На войне как на войне. И атаки, и окопы, и новые звания, в том числе и генеральские. На уходящей неделе прошло учение территориальных войск с активной фазой в Гродненской области. Что же такое территориальная оборона, и для чего она нужна нашей стране?
Военной безопасности Беларусь всегда уделяла весьма серьёзное внимание. В своё время страна отказалась от механического уменьшения численности войск и пошла по пути комплексной модернизации всей военной системы. Сегодня наши Вооруженные Силы считаются одними из наиболее боеспособных на европейском континенте. И это при том, что на военные цели страна тратила лишь полтора процента ВВП. Это меньше, чем минимальные натовские стандарты. В этом году финансово-экономические сложности сказались и на военном бюджете, он стал меньше ещё на полпроцента. Но тем не менее, современную боевую подготовку никто не отменял. В июле в войсках оценили готовность сил немедленного реагирования, в сентябре на совместном учении – взаимодействие с соседями россиянами, в ноябре – систему территориальной обороны. Учение началось внезапно в минувший понедельник по указанию главы государства.
В лексиконе белорусских военных «территориальная оборона» появилась десять лет назад. Около года система существовала только на бумаге. Но уже в 2002 на учении «Березина» эти войска впервые вышли на полигон. Совместно с военными боевые задачи тогда выполняло руководство Борисова и Минской области. В системе территориальной обороны ведущая роль не у военных, а у местных властей. Районы обороны возглавляют главы администраций, зоны обороны – губернаторы областей. В случае необходимости, а это может быть как военная опасность, так и, скажем, стихийное бедствие, именно глава администрации обеспечивает призыв из запаса. В течение нескольких суток запасники должны быть полностью готовы к несению службы.
Человеку, далёкому от военного дела, довольно сложно понять, что такое территориальная оборона. Но если откинуть военную специфику, всё выглядит более понятно. Это может быть защита вот этого дома, где живёт ваша семья, детского сада, куда вы каждый день водите своих детей, или школы, куда ходят дети ваших соседей. И ключ от эффективности этой самой территориальной обороны – это ключ от вашего собственного дома, потому что там есть что защищать.
И все-таки чтобы понять, как действует этот механизм, нужно оказаться на полигоне. В этом году военную форму надели несколько сотен человек. Учение охватило две области страны. Его активная фаза прошла на Гожском полигоне.
По легенде, бандформирование захватило автобус и пытается уйти от преследования. Силы территориальных войск останавливают бандитов на одном из блок-постов. Начинается бой.
Для территориальных войск нынешняя тренировка первая в формате отдельного командно-штабного учения. И хотя по количеству участников масштабным это учение не назовёшь, их высокий статус говорит сам за себя.
Оценить действия войск на полигон прибыл лично глава государства. Но прежде чем занять место на командном пункте, Александр Лукашенко вручил генеральские погоны губернаторам областей и столичному мэру.
Сделать губернаторов, по сути, генерал-губернаторами Президент решил накануне, посещая один из штабов территориальной обороны столицы. Ведь в случае необходимости губернаторы могут возглавить войска численностью до 120 тысяч человек – в звании от рядового до полковника. И, как известно, по уставу командовать ими должен человек соответствующего статуса.
Кстати, в истории подобные прецеденты уже были. Такие должности официально существовали в Российской империи, Великобритании и Нидерландах. Что касается самого понятия территориальной обороны, то его принципы, по большому счёту, складывались веками тоже. В Интернете можно найти очень много версий на тему, чьё это изобретение. Есть и весьма необычные, например, что это ноу-хау Саддама Хусейна. Но в действительности, историческая почва для такой системы защиты есть во многих государствах. Наша страна не исключение. Ещё в XVI веке в Великом княжестве Литовском статутом 1566 года были утверждены основы так называемой «обороны земской». Изначально она обязывала к военной службе на основе владения землями. Каждый шляхтич-землевладелец был обязан исполнять эту службу. Отсюда и пошёл территориальный принцип формирования войск. Со временем нести земскую службу стали мещане и жители сельской местности. Это была так называемая вспомогательная служба – подвоз продуктов, ремонт дорог и так далее.
Кстати, для активных боевых действий эти войска не предназначены и сегодня. Их задача – обеспечивать основные силы, контролировать важные объекты в тылу, по сути, не покидая пределов своего места жительства. Например, в ходе нынешнего учения территориалы действовали в связке с силами специальных операций.
По мнению военных экспертов, именно территориальная оборона наиболее эффективна как с военной, так и с экономической точки зрения. Например, при совершении соединением стокилометрового марша комендантскую службу на маршруте должна нести как минимум тысяча человек. Для действующих войск это проблематично, особенно если местность незнакома. В такой ситуации территориальные войска могут существенно облегчить жизнь основным силам. Однако звучит и немало критики. Мол, современные тенденции совсем иные, а для большинства европейский стран существование такой системы это, если хотите, дань традиции. Но на деле даже в странах НАТО территориальную оборону со счетов не списывают.
Богуслав Пасек, советник министра обороны (Польша): «В Польше номинально подобная система существует, хотя её не видно на карте подразделений. За территориальную оборону отвечает Инспекторат поддержки Вооруженных Сил. И как в большинстве стран, это система, основанная на созыве сил обороны в случае необходимости, а не на постоянном содержании подразделений в мирное время. Мы считаем, что содержание большого количества солдат в бригадах для выполнения простых и вспомогательных функции – это очень дорогое удовольствие».
Умеют считать деньги и в соседней Латвии. Здесь территориальная оборона называется «Зeмессардзе», дословно – стражи земли. Сегодня эти подразделения насчитывают около 10 тысяч человек и входят в состав Национальных вооружённых сил. На содержание ополчения уходит около 640 тысяч латов в год. Это примерно миллион триста тысяч долларов. И это притом что общий военный бюджет, исходя из пятитысячной армии, это почти 135 миллионов латов.
Леонид Калниньш, глава народного ополчения Латвии: «По закону, за участие в учениях мы платим примерно 10 латов в сутки (20 долларов) в зависимости от ранга + еда, где-то на 4 лата кормим. Это всё. 2008-2009 года кризис вообще не давал нам возможности платить ничего, таким образом два года наши ополченцы вообще ничего не получали. И при этом количество ополченцев у нас не снизилось, осталось на уровне 2007 года. Это патриотизм! Любые учения и прочая наша деятельность происходят в выходные дни. Остальные 5 дней люди работают на своих работах или учёбе. Есть случаи длительных тренингов 5-6 дней, тогда ополченец берёт отпуск на основной работе за свой счёт. И работодатель ему ничего не компенсирует. Были планы каких-либо компенсаций на этот счёт, но чисто символические, так что, в основном, это добрая воля самих ополченцев».
К слову, в Беларуси тем, кого призывают из запаса, по закону компенсируют время службы средней заработной платой. Служба не влияет ни на отпуск, ни на выходные. На критику системы нашей территориальной обороны, мол, дорого и неэффективно, в Латвии смотрят весьма скептически даже депутаты Европарламета. И приводят в пример свой опыт.
С военной точки зрения, эффективность территориальной обороны подтверждает и боевой опыт.
Тем временем на полигоне беспилотный летательный аппарат-разведчик обнаружил ещё одно более многочисленное незаконное вооружённое формирование. От предложения сдаться преступники отказались. Командование решает уничтожить банду огнём артиллерии и авиации.
Главный итог учения, учитывая зарубежный опыт и общую геополитическую обстановку на планете, – территориальную оборону в Беларуси будут развивать. Это принципиальная позиция главы государства.
Об этом Президент рассказал журналистам. Помимо этого, отдельно Александр Лукашенко пообщался с силовиками и губернаторами. Глава государства отметил неплохую подготовку войск, но вместе с тем указал и на недостатки.
Подписывайтесь на нас в Telegram