Постановка – первое для белорусского зрителя сценическое прочтение Кнута Гамсуна. Норвежский писатель на рубеже веков у нас был невероятно популярен.
Норвегия в планетарном искусстве – это «Крик» художника Мунка, сонаты композитора Грига и романы того самого Гамсуна. Его «Голод» существовал в каждой советской квартире. На книжных полках. Но лишь сегодня буквы покинули печатные страницы.
Скажете – мистика! Не ошибётесь. «Голод» – эскиз к биографии – по фрагментам романа и авторским воспоминаниям. Шестьдесят минут с Гамсуном в психушке. Где-то на окраине Осло. Нобелевский лауреат оказался в «жёлтом доме» после Второй мировой.
Яцек Бжезиньски, актёр, исполнитель роли Кнута Гамсуна: «Это общество сделало его сумасшедшим. Гамсун – просто индивидуалист. Сложно существовать в его мире. Тем более, разделённом надвое».
Полосы из пластика делят сцену-лечебницу на две части. А персонажей – на больных и медперсонал. Принцип – подсудимый и судья. «Голод» – совместная постановка польского коллектива «ИнВитро» и Люблинского театра танца.
Он заполнил паузу между Достоевским и Кафкой, – говорят современники о Гамсуне. В Скандинавии ему поклонялись, как божеству. Прошедшее время не случайно. Писатель открыто поддержал нацистов. Тысячи читателей в знак протеста вернули нобелевскому лауреату его книги. Создатели «Голода» попытались понять: «почему?».
Рышард Калиновски, режиссёр (Польша): «Наша задача – дать ему шанс высказаться. На самом ли деле он достоин «забвения»? Мы не даём ответов. Это право зрителя. В Норвегии Гамсуна до сих пор считают маргиналом: нет ни памятника, ни улиц в его честь».
В СССР его не печатали сорок лет, на родине – двадцать. Да и сегодня эксперты всего мира спорят: Гамсун кто – гений либо злодей. При этом признают все: стиль писателя – «чистейшая поэзия». Электрическая музыка в «Голоде» превращает каждое кресло в зале в электрический стул.
Подписывайтесь на нас в Telegram