Уже 10 лет энтузиасты из Щучина по крупицам восстанавливают данные о боях в небе Гродненщины в первые дни Великой Отечественной. В 1941 году здесь базировался 16-й авиационный полк.
Аэродром Черлёна в Мостовском районе и самолёты двух типов. Практически всё, что сохранилось в военной хронике о действиях бомбардировщиков на территории области. ПЕ-2, Петляков, Пешка – один из самых распространенных советских бомбардировщиков времён Второй мировой. Его конструировали как истребитель, но в итоге самолет стал пикирующим бомбардировщиком. Дальность полета – более тысячи километров, боевая нагрузка – около тонны, экипаж – три человека. Имя капитана Анатолия Протасова появилось в прессе в июле 1941 года. Его экипаж совершил первый таран немецкого истребителя на бомбардировщике. Место падения самолёта краеведы разыскивали с 2009 года. Сегодня оно найдено. Прошло 70 лет, но куски металла специалистам могут рассказать многое. 22 июня в 6 часов утра дежурное звено самолётов поднялось в воздух по боевой тревоге и сразу попало на группу из 50 машин Люфтваффе. Капитан Протасов направил свою «пешку» в лоб одному из немецких истребителей. Местные жители в то утро видели в небе яркую вспышку. Житель Щучина Дмитрий Киенко более двух лет работал с немецкими и советскими архивами, беседовал с местными жителями. Действия лётчиков он описал в своей книге.
Дмитрий Киенко: «Это был не таран, а попытка тарана, так как самолёт бросился в кучу самолётов противника, но был сбит в лобовой атаке из пушек немецкого самолёта. По нашим данным, немцы понесли потери в том налёте, но не было сбитых самолетов, только раненные члены экипажа».
Летчики не успели завершить таран, бомбардировщик потерял управление и начал падать. Щучинские краеведы выяснили, что погибших авиаторов местные жители захоронили недалеко от места падения самолёта. Все данные будут переданы в Министерство обороны, и раскопки продолжит поисковый батальон.
Подписывайтесь на нас в Telegram