Не вместо, а вместе

В понедельник в электронном виде, а во вторник уже и в печатном, газета «Известия» опубликовала статью Александра Лукашенко «О судьбах нашей интеграции», которая стала одновременно и реакцией, и собственным рассуждением белорусского Президента на статью В
Не вместо, а вместе

В понедельник в электронном виде, а во вторник уже и в печатном, газета «Известия» опубликовала статью Александра Лукашенко «О судьбах нашей интеграции», которая стала одновременно и реакцией, и собственным рассуждением белорусского Президента на статью Владимира Путина в том же издании. Почему страны постсоветского пространства задумываются об объединении, и какой Евразийский союз нам нужен?

                    

С первого января у Латвии появится новый сосед – теперь она будет граничить не с Беларусью и Россией, а с Евразийским экономическим пространством.

 

Директор латвийского института европейских исследований Александр Гапоненко оговорился, назвав Евразийский союз Европейским. Неудивительно, ведь официально этого Союза пока не создано, как нет и официального названия. Но вот саму идею появления нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве, пожалуй, впервые так живо и серьёзно обсуждают в европейских экспертных кругах.

 

Александр Гапоненко, директор Института европейских исследований (Латвия):

«Здесь в Латвии очень серьёзно относятся к появлению нового игрока, который будет работать на принципиально новых взаимоотношениях».

 

Принципиально новые – наверное, именно это словосочетание очень метко характеризует те самые принципы, на которых будут строиться отношения союзников. Концептуально эту идею на страницах газеты «Известия» в начале октября изложил российский премьер Владимир Путин. От Таможенного союза и Единого экономического пространства, которое заработает меньше чем через три месяца, он предложил перейти к следующему уровню интеграции – Евразийскому Союзу, с полным снятием пограничных барьеров, координацией валютной политики и созданием общих наднациональных институтов. Новое объединение, по мнению Путина, должно превратиться в один из основных полюсов современного мира.

 

Одним из первых среди политиков на статью российского премьера отреагировал Александр Лукашенко. На пресс-конференции российским журналистам Президент рассказал, что был свидетелем зарождения этих идей, что формулировались они в своё время в буквальном смысле на кухне в резиденции Путина и, конечно, ему, непосредственному участнику того так называемого мозгового штурма, есть что добавить.

 

Ольга Белова, продавец киоска периодики: «Продаётся газета, конечно, быстрее, особенно сейчас, когда в Москве много разговоров идёт о Лукашенко, очень много новостей, и «Известия» сразу уходят».

 

Ответ белорусского Президента долго ждать себя не заставил. В московских газетных киосках «Известия» со статьёй «О судьбах нашей интеграции» раскупили уже к полудню. Львиная доля пришлась на московских политологов.

 

Александр Проханов, писатель, главный редактор газеты «Завтра» (Россия): «Статья в «Известиях» вышла секунда в секунду, как она должна была выйти. Она появилась сразу, как вышла статья Путина в «Известиях»… Это статья лидера, который принял это огромное, сложное, мучительное начинание, подписался под ним. И сказал, что он – Лукашенко – является партнёром, товарищем и соратником Путина в этом огромном деле».

 

Из статьи «О судьбах нашей интеграции»: «Не в порядке комплимента моему коллеге, бывшему президенту России и нынешнему премьеру, скажу, что эта публикация – настоящее событие. Россия впервые за многие годы ясно и недвусмысленно заявила о приоритете отношений с государствами, с которыми, перефразируя классика, вышла из общей советской шинели. Приоритете не лозунговом и поверхностном, а пронизывающем всю глубину жизнедеятельности наших стран и народов. Более того, по-моему, впервые в новейшей истории России об этом говорит кандидат в президенты. Фактически, как я понимаю, в своей предвыборной внешнеполитической программе.

 
За словами статьи – стратегия. Правильная стратегия..»
 

Стратегией Александр Лукашенко, конечно, называет принципиальное решение руководства России на сближение именно на постсоветском пространстве. Ведь очень часто внешняя политика Кремля вызывала, мягко говоря, недоумение не только в самом Минске, но даже в Европейских и заокеанских столицах. Там не понимали, как можно строить Союзное Государство и при этом развязывать торговые войны или перекрывать в 30-градусный мороз газовый вентиль.

 

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации (Россия): «Это уже не западный подход… Это подход, который видит разницу между личной судьбой и судьбой Запада, коснётся не только вопроса личной власти, но и вопросов интеграции на постсоветском пространстве… Для этого придётся объявлять войну огромной части нашей коррумпированной тусовки, которая хранит деньги на Западе… Господин Сурков назвал её, а, может, и себя – оффшорной аристократией… Придётся их вынимать из оффшоров, если не из оффшоров, то хотя бы из Кремля… Готов ли на это Путин, непонятно, но без этого хорошие слова останутся прикрытием для плохих дел».

 

Но, видимо, глобальный финансовый кризис и осознание того, что мировые державы и объединения заинтересованы именно в слабой России и таких же её союзниках, окончательно отрезвили российское руководство, заставив отбросить имперские амбиции и период «отделения мух от котлет».

 

Из статьи «О судьбах нашей интеграции»: «Кстати, неудивительно, что реакция части внешних центров на инициативу В.В. Путина лишена энтузиазма. Оно и понятно: какого международного игрока обрадует весть о формировании нового мощного единого рынка с серьёзнейшим производственным, ресурсным, интеллектуальным потенциалом – несомненного агрессивного конкурента».

 

Известный немецкий политолог Александр Рар идею создания Евразийского союза называет абсолютно своевременной. Он, как и большинство его коллег, уверен – в условиях глобализации странам просто не выжить поодиночке.

 

Александр Рар, эксперт совета по внешней политике ФРГ: «На равноправных условиях. Если РФ, как Германия и Франция, не будет давить, то у ЕЗС большое будущее. Самое главное, чтобы на постсоветском пространстве заработала промышленность. Чтобы они не бежали в ЕС, а поняли, что сами могут создать Европу».

 

Впрочем, именно европейские эксперты сегодня предлагают учитывать опыт ЕС, и при построении нового объединения учится на европейских, то есть пока на чужих ошибках.

 

Стефан Майстер, эксперт центра внешней политики ФРГ: «Из опыта Евросоюза можно почерпнуть многое, особенно это касается экономики. Разумеется, страны должны быть равноправны в принятии решений. И суверенны, особенно это касается валюты. Лично моё мнение – каждая из стран союза должна сохранить свою национальную валюту. Ибо многие проблемы бедные страны Евросоюза сейчас испытывают именно из-за евро. А первым общим шагом для всех должна стать единая внешняя политика».

 

Марек Белька, председатель Национального Банка Польши: «Я думаю, что никто не может критиковать страны, которые борются за близкое сотрудничество и интеграцию. Вообще, идея Евразийского экономического пространства, или, как его теперь называют, Евразийского союза, не нова. Но это довольно сложно. Это требует унификации законодательной базы всех стран. А это уже больше, чем экономика. Это единая политика. Но вместе с тем, мы рады, что пример Евросоюза – объединение – оказывается заразительным».

 

Как раз большую часть своей статьи Александр Лукашенко наполнил конкретными предложениями, что нужно делать, чтобы Союз заработал и заработал эффективно. Одна из главных и принципиальных позиций Беларуси – равноправие.

 

Из статьи «О судьбах нашей интеграции»: «Только равенство партнёров, в том числе равенство условий хозяйствования с равным доступом к единой энергетической и транспортной системе, позволит создать надёжную основу для нашего союза. Лишь тогда люди, бизнес поверят нам и нашей интеграции и поддержат её своими делами и помыслами».

 

Александр Гапоненко, директор Института европейских исследований (Латвия): «Латвия при вхождении в ЕС не выторговала себе ничего, подписала, не глядя, и похоронила промышленность. А Лукашенко пытается этого не допустить, и это вызывает уважение. Это будет плюс для всех».

 

Президент Беларуси призывает партнёров провести своеобразную ревизию совместных проектов, исключить из этого процесса нерыночные методы и ненужную конкуренцию. К примеру, если в Союзе есть несколько тракторных заводов, их мощностей вполне хватает потребителям, то не стоит строить новые производства в этой сфере, необходимо вместе развивать уже существующие.

 

Из статьи «О судьбах нашей интеграции»: «Разве мы не проигрываем от конкуренции друг с другом на внешних рынках? Вместо такого «самоедства» по уму надо бы создать все условия для появления на нашем пространстве мощных конкурентоспособных транснациональных корпораций и их выхода на рынки третьих стран».

 

Юлюс Весялка, член сейма Литвы, экономист: «Для Беларуси войти в этот Союз это более правильно. Ведь конкуренция не любит слабых, и Беларусь на этом рынке конкурентоспособна … И Украина никуда не денется. Сначала вырастить конкуренцию внутри, а потом выходить на другие рынки. Это рациональный путь».

 

Очень важным тезисом Лукашенко эксперты назвали призыв к последовательности. То есть не завершив один интеграционный процесс, не перепрыгивать к другому. К примеру, правовые основы Союзного государства Беларуси и России стали хорошей базой для создания Таможенного Союза уже с участием Казахстана. Вот экономический эффект этого объединения:в 2009 году товарооборот трёх стран равнялся 73 миллиардам долларов; в 2010 году – уже 88 миллиардов долларов; в 2011 объём взаимной торговли преодолеет психологическую отметку в 100 миллиардов.

 

Следующий этап – это Единое экономическое пространство. По данным аналитиков, ЕЭП покажет ещё более мощные цифры.

Если мы реализуем цели, намеченные ЕЭП, то сможем перейти к созданию Евразийского союза. Беларусь примет в его формировании самое активное участие.

 

Досым Сатпаев, политолог (Казахстан): «В этой статье проходит красной линией на бумаге, всё это хорошо, но неплохо, чтобы наш люди видели результат. И, конечно, нельзя не согласиться с мнением Лукашенко, что это объективная реальность. 21 век – это век конкуренции, и такое появление – это реальность».

 

Действительно, мировое развитие в 21 веке идёт по линии формирования крупных экономических кластеров – Евросоюз, НАФТА в Северной Америке, мощные южно-американские и азиатские объединения. Сегодня можно уверенно говорить, что один из таких кластеров – Таможенный Союз, который называют экономическим магнитом в СНГ и самым ярким примером для подражания. И вот уже на этой неделе на встрече глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге произошло важнейшее, по оценкам экспертов, событие. Сразу 8 стран содружества – Беларусь, Россия, Казахстан, Украина, Армения, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан – подписали соглашение о зоне свободной торговли.

 

Пока думают Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан. Речь идёт о снятии торговых барьеров. Правда, пока из этого списка партнёры по СНГ исключили стратегическое сырьё: нефть, газ и металлы. А вот в ЕЭП, куда Минск, Москва и Астана продолжают звать своих соседей, не будет даже этих ограничений.

 

Сегодня юридически к формированию общего экономического пространства готовы три страны – в состоянии готовности Кыргызстан и Таджикистан, есть определённые сигналы из Молдовы и Украины. Если идею подхватят кавказские республики, осмыслят плюсы Узбекистан и Туркменистан, то перспектива мощной и глубокой интеграции, которая открывается сегодня, на самом деле захватывает. Но краеугольный камень всего того, что мы собираемся построить, – суверенитет наших государств, который не отменяет даже самая тесная интеграция.

 

Владимир Путин, премьер-министр Российской Федерации: «Президент Беларуси ясно и чётко показал преимущества, которые получают наши экономики в случае реализации наших интеграционных планов. И я с этим анализом полностью согласен. Согласен также и с тем, что эти процессы не имеют ничего общего с текущей политической конъюнктурой в наших странах. В том числе и с политической конъюнктурой в России. Имею в виду предвыборную ситуацию».

 

Хотя надо признать, что уже сама воля создания Евразийского Союза и поддержка кремлёвских идей Беларусью и Казахстаном, конечно, добавят Путину очков в предвыборном рейтинге. Экономическая интеграция, плюс мощный военно-политический союз, ОДКБ тоже активно движется вперёд – это то, что, по мнению социологов, отвечает интересам большинства жителей и России и в целом СНГ.

 

Ещё один важный тезис в статье белорусского Президента касается международного аспекта создания Евразийского Союза. Александр Лукашенко вводит новый термин «интеграция интеграций». Речь идёт о взаимодействии с другими объединениями, к примеру с Евросоюзом. Единственная таможенная граница на этом пути сейчас проходит через Брест.

 

Из статьи «О судьбах нашей интеграции»: «Такая интеграция на постсоветском пространстве быстрее приведёт к более тесным и равноправным отношениям с Евросоюзом и построению Большой Европы, чем сепаратные хождения по европейским кабинетам».

 

Яркий пример таких хождений – это отношения Европы и Украины. Пока Киев находится в позе просящего, есть призрачные перспективы членства в ЕС, еврочиновники готовы диктовать условия или вообще закрывать дверь даже перед высшим лицом государства. На этой неделе Виктора Януковича не приняли в Брюсселе, назвав политическим судебное решение, а именно – приговор на семь лет тюрьмы экс-премьеру Юлии Тимошенко. Руководство Украины почти сразу поручило своим экспертам изучить перспективы возможного вступления в Таможенный Союз.

 

Свою статью Александр Лукашенко заканчивает призывом безотлагательно перейти к практическим действиям, называя интеграцию не самоцелью, а инструментом достижения главной цели – роста благосостояния и качества жизни людей. Вот некоторые отзывы на статью на самом сайте «Известий».

 

Лаки Страйк, 17 октября, 20:03: «Очередь за Назарбаевым. Вообще, Александр Григорьевич, вас бы в Президенты».

 

Тамара, 17 октября, 20:18: «Молодец Батька, очень дальновидно. Может, благодаря объединению, и выкарабкаемся из этих, навязанных нам, кризисов. По поводу создания единой валюты – это мысль».

 

Александр, 18 октября, 16:27: «Наше будущее – в объединении. Только глупец или враг может утверждать обратное».

 

multikagan, 20 октября, 12:28: «Верной дорогой идём, товарищи. Если тёмные силы не будут вбивать клинья в отношения трёх стран, дело пойдёт. И не надо нас пугать страшилками про СССР. На взаимовыгодных условиях можно отстроить новую страну, а за локомотивами потянутся и другие страны. Нет, у нас других путей нет».

 
Кстати, пока Украина только изучает договорную базу Таможенного Союза, заявку на реальное вступление уже подал Кыргызстан, создана рабочая группа. Как только к тройке присоединится Бишкек, с появлением общей таможенной границы процесс вступления сможет начать Таджикистан.

Подписывайтесь на нас в Telegram