Прерванный полёт

309
Прерванный полёт

В четверг в 15:45 в Поставском районе на Витебщине – разбился вертолёт Государственного пограничного комитета. В катастрофе погибли пять человек: два пилота и съёмочная группа, снимавшая репортаж для телерадиообъединения «Союз». Зрители ОНТ знают, что на нашем канале выходит одноимённый тележурнал. Ничего подобного в стране ещё не случалось.

 

20 октября. 15:45. Поставский район. В километре от границы, теряя управление, в поле падает вертолёт пограничной службы Беларуси. Удар о землю. Взрыв. Столб дыма увидели жители не только Вилейты – до этой деревни метров 500, но и соседней Ярева. Она в 6 километрах от места падения вертолёта.

 

Николай, очевидец: «Такие выстрелы, как, знаете, шифер стреляет или что там… Дым такой, я думал дом горит… Сколько живу, 38 лет, ни разу не было такого».

 

Андрей, очевидец: «На время я не смотрел, мы здесь работали. Видели дым над лесом. Думали, мало ли что… Может, зажёг кто-то…»

 

В пограничном вертолёте было пять человек: пограничники и журналисты телерадиовещательной организации «Союз». У пилотов – плановый облёт государственной границы, у журналистов – редакционное задание. Все погибли.

 

Два пилота Игорь Скворцов и Андрей Пекарский с большим опытом полётов. И журналисты – корреспондент Юлия Шатерник, оператор Виталий Прачковский и водитель Сергей Шамалов.

 

Пограничный пост «Ярева» – последнее место съёмок журналистов «ТРО Союз». Отсюда, из этих ворот, они выехали в сторону государственной границы – это в семи километрах. И сели в вертолёт.

 

В воздухе вертолёт провёл 15 минут и уже шёл на посадку. Не долетел…

 

В офисе телерадиокомпании – непривычная тишина. Без обычно шумных громких обсуждений, постоянных командировок и последних новостей…

 

Жизнь удивительна на совпадения. Как и смерть. Белорусские репортёры разделили судьбу своих австралийских коллег. Два месяца назад съёмочная группа австралийской телекомпании «АВС» погибла в полном составе. И вот уж действительно злая ирония судьбы – и в австралийской, и в нашей трагедии вертолёт был одной марки – «Экюрель» AS-355.

 

Французские вертолёты «Экюрель» в Поставский авиаотряд поступили два года назад. Четыре новенькие машины пришли на замену советским Ми-8 и сейчас ещё на гарантии. Виновата техника или ещё что-то – выясняют специалисты. В том числе из Франции. Буквально вчера представители компаний «Еврокоптер» (это производитель вертолётов) и «Турбомек» (двигателестроительная фирма) прибыли в Беларусь.

 

Пока все полёты пограничных войск прекращены до выяснения обстоятельств. Следственный отдел Белорусской военной прокуратуры возбудил уголовное дело.

 

Пётр Киселёв, начальник отдела информации и связей с общественностью Генеральной прокуратуры Беларуси: «Назначаются необходимые в этом случае экспертизы, они достаточно сложные, поэтому будем ждать заключения; плюс – заключения специалистов группы, которая в настоящее время работает».

 

И по последним данным, трагедию могла вызвать неполадка техники. А именно – потеря путевого управления. Об этом сообщили в Госпогранкомитете. Ситуацию, возможно, прояснят и «чёрные ящики». Бортовые самописцы найдены, они в нормальном состоянии, и сейчас их расшифровывают.

 

Погибшие пилоты проходили обучение во Франции, где и получили лицензию на управление вертолётом «Экюрель». У Игоря Скворцова более двух тысяч часов налёта, у Андрея Пекарского – 500. Оба вдоль и поперёк знали свой участок границы, отлично управляли вертолётом и всегда возвращались домой, где их ждали. Дочери Игоря Скворцова 19 лет, она учится в Минском государственном лингвистическом университете, дочке Андрея Пекарского Яне ещё нет и 2 лет.

 

У ребят из съёмочной группы Виталия Прачковского и Сергея Шамалова тоже остались дочери. Вике Шамаловой пять, дочке Виталия – 15 лет.

 

У Юлии Шатерник своей семьи не было. Не успела… Зато, как, впрочем, у всех погибших в этой катастрофе, – у неё было много друзей. Её любили зрители. Юля готовила репортажи на самые разные темы. И для программы «Союз», и для утреннего эфира нашего телеканала. В программе «Наше утро» у неё была своя рубрика «Ландшафтный дизайн». Она любила жизнь, свою работу и, похоже, ничего не собиралась менять. «Всё нравится. Сильно. И надолго» – её статус на личной странице в социальной сети. Без комментариев…

 
Хоронили всех погибших в один день.
 
В Поставах – это в 15 километрах от места падения – простились с авиаторами. Лётчиков в последний путь провожал весь город. Их похоронили на малой Родине, в Гродненском и Витебском районах. Сегодня же прошла церемония прощания со съёмочной группой телеобъединения «Союз». Родные, друзья и коллеги проводили в последний путь Юлию, Виталия и Сергея. Журналистов похоронили возле Минска на кладбище в Колодищах.