Лауреатов Национальной театральной премии назвали в понедельник. Наибольшего количества наград удостоена постановка «Не мой» театра имени Янки Купалы: «Лучшая современная белорусская постановка», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшее музыкальное оформление спектакля», «Лучшая женская роль» – актриса Светлана Аникей. Также «Не мой» признан лучшим белорусским спектаклем, разделив эту номинацию с оперой «Набукко» Национального театра оперы и балета. «Лучшей режиссёрской работой» признана постановка «Драй швестерн» по мотивам чеховских «Трёх сестёр» Белорусского государственного театра кукол. Приз за «Лучшую мужскую роль» в постановке «№13» получил Павел Харланчук из Театра-студии киноактёра.
И кстати, о кино. Именно в Беларусь стремятся производители не только из России, но и многих других стран. Дело в том, что снимать кино в нашей стране стало выгоднее.
Крылатой фразе «Кина не будет» из «Джентльменов удачи» обрезали крылья. Президентский указ о кинольготах, подписанный в середине лета, в киномире тут же сравнили с «оффшором». Мол, создание такого налогового рая на просторах СНГ казалось из области грёз. Причём для фабрик, как государственных («Беларусьфильм» и «БелВидеоЦентр»), так и частных.
Павел Латушко, министр культуры Беларуси: «Па што гэта зроблена? Гэта зроблена, каб з’явілася больш прыватных кінакампаній. Каб стварыць дадатковыя магчымасці рэалізацыі больш масштабных праектаў».
В основе эксперимента – германский опыт. Формула «кино и немцы» такова: нет земельного налога, нет НДС (в том числе компаниям из сферы услуг, например, производителям бутафории), нет и налога на недвижимость… То есть бери и снимай на квадратных метрах своё кино лишь по одной расходной статье – «аренда». В Беларуси и нашим, и любым вашим производителям условия одни и те же.
Валерий Дмитроченко, продюсер: «Да выгоднее, дешевле… И это хорошо. Потому что, это позволяет нам же развивать собственный кинематограф. Здесь есть инфраструктура и люди, которые могут работать».
И первой после Указа в белорусском «киноффшоре» засветилась «Star Media». Логотип компании знаком каждому поклоннику телесериалов. Например, «Котовский» недавно с успехом прошёл на ОНТ.
На белорусской земле киногигант планирует длительные съёмки очередной теленовеллы. Декорации строят на «Беларусьфильме». Тысяча метров (самый большой павильон страны) арендован на два года. Условия льготные. Информация из кулуаров студии: группа компаний «Star Media» сегодня не прочь даже перевести в Минск киевскую часть собственного производства. Полностью.
Олег Сильванович, генеральный директор киностудии «Беларусьфильм»: «По статистике, порядка четырёх обращений иностранных продюсеров в неделю происходит на сегодняшний момент. Бизнес – как река. А река не пойдёт туда, где для неё нет какого-то более выгодного русла».
«Беларусьфильм» – белорусская «фабрика грёз». Площадь – двенадцать гектаров. Это только в столице. Есть ещё «Смоливуд» – открытая натурная площадка под Смолевичами. Правда, при таких масштабах сравнение с Голливудом здесь считают неуместным. Не те объёмы готовой продукции.
Павел Латушко, министр культуры Беларуси: «Мы аналізавалі долю ў валавым унутраным прадукце, якую складае кінавытворчасць у нашай краіне. І аказалася, што гэта толькі нуль цэлых тры сотых ад соткаў. Калі з’явіцца прыватны капітал, прыватны прадусар, якасць кінавытворчасці значна ўзрасце».
Да и зритель голосует рублём только за «хорошее». Приходим в столичный кинотеатр, заплатив, между прочим, за билет 2-3 доллара. Что в два раза меньше, нежели в соседней Польше. Репертуар: западноевропейский, американский, российский… А наших историй как будто и не снимают.
От здания Министерства культуры до кинотеатра каких-то сто метров. От производителя до прокатчика это расстояние вырастает в тысячи раз. Из десяти белорусских лент прошлого года на широкий экран вышли лишь две.
Остальное крутилось на специальных кинолекториях. Помогают, как могут.
Война да и только. «Беларусьфильм» называют «Партизанфильмом», но стереотип будут ломать. Для этого необходим институт продюсеров. Основа успеха картины сегодня реклама.
Олег Сильванович, генеральный директор киностудии «Беларусьфильм»: «Нужен ещё кредит доверия. То есть «да», у нас происходит революция сверху. Она касается и кинематографа в целом, и каких-то изменений бизнес-модели. Надо понимать, что кинематограф – это очень затратное производство».
И оно, по мнению большинства экспертов, в нашей ситуации должно стать совместным. Вспомним тот же опыт СССР. В Союзе денег на большое кино хватало. Однако кооперироваться с теми же итальянцами («Жизнь прекрасна»), либо шведами («Интердевочка») советские киностудии не брезговали.
Пеэтера Симма мы застали у парадного подъезда «Беларусьфильма». Знаменитый режиссёр (автор нашумевшей драмы «Георг» о лирическом баритоне Отсе) снимает здесь «Одинокий остров». Лента – три дня из жизни простых людей в «некоем» городе. Бюджет картины – миллион двести тридцать тысяч евро. Раскинули на троих: Латвия, Эстония, Беларусь.
Пеэтер Симм, кинорежиссёр (Эстония): «Единственная возможность этот фильм сделать. Потому что бюджета одной страны не хватило бы. Мы снимали на плёнку, мы снимали с профессиональными, хорошими актёрами».
Белорусскими. А они, между тем, на родных кинометрах пока чувствуют себя чужими. Вопрос даже не в оплате.
Валерия Арланова, актриса: «У наших актёров не всегда даже рулоты есть. Рулоты – это такие домики на колёсах, в которых живут актёры на съёмках. Московские актёры всегда в рулотах, наши зачастую сидят на скамеечке на улице, ждут».
Уверяют: новый Указ повлияет на ситуацию. Ведь то, что раньше уходило в налоговую инспекцию, теперь смело можно направить на развитие. Допустим, на одном годичном платеже за недвижимость «Беларусьфильм» сэкономит около миллиарда рублей. А это сегодня зарплата как минимум трёх съёмочных групп. Правда, выяснилось, налогового кинорая придётся подождать.
Олег Сильванович, генеральный директор киностудии «Беларусьфильм»: «Налогообложение – это не совсем по щелчку. То есть определение есть по порядку уплаты земельного налога на первое января. Естественно, оно действует в течение года. Конечно, часть этих сумм будет возвращаться потом, но пока платежи происходят».
Но, тем не менее, производящие компании уже просчитали выгоду и едут снимать именно к нам. В общем, финансовые правила игры на кинорынке государство меняет. Наши кинокомпании должны научиться не рассчитывать только на господдержку, но и зарабатывать деньги самостоятельно. И собирать полные кинотеатры. Ибо никто не заставит зрителя смотреть, если ему не интересно. Вот и весь закон творчества. Голливуд на самой заре кинематографа спасла, как ни парадоксально, Великая Депрессия. Американский народ потянулся за зрелищами, активно раскупая билеты на фильмы «фабрики грёз».
Подписывайтесь на нас в Telegram